antisemit_ru (antisemit_ru) wrote,
antisemit_ru
antisemit_ru

Categories:

О стихийности и организованности в движениях народных масс. П100 № 1.

Я не беру на себя смелость сказать что-то новое в этом вопросе и что-то оригинальное. Это-то после Маркса и Ленина?!? Но классиков следует вспомнить. И приложить их идеи к осмыслению недавних, произошедших на наших глазах, исторических событий. Обещаю скучную философию изложить не занудно, а читабельно.

Вообще, данная тема, в так называемых "social studies" называется вот так: "о творчестве народных масс в историческом процессе". И сводится, к банальнейшему вопросу: кто "делает" историю - массы или личность? В переклады на свежайшие исторические события, что или кто было движущейся силой, к примеру, киевского "евромайдана"? Или "крымской весны"? Вот давайте и разберемся. С сухой и скучной социально-философской теорией и с яркими событиями недавних революций.
http://ic.pics.livejournal.com/russiancommun/66141190/17421/17421_900.jpg
А начнем с того, как это дело понималось в веке XIX, до Маркса. Еще совсем недавно, каких-либо лет двести назад, считалось, что историю двигают отдельные супермены, потрясающие герои. Вот взяли Минин и Пожарский, посмотрели, что на Руси неуряд и проблемы, разбойные казаки грабят, власти нет, поляки везде шастают. И тоже грабят простого крестьянина... Те грабят и эти, куда крестьянину податься?

И вот они, эти герои, эти титаны и супермены, пришли и освободили Русь, страдающую от польского нашествия, разбойников и грабителей, и сделали сразу хорошо и благолепно. На долгие года. Или Пётр Первый. Взял, и ни с того, ни с сего, а освободил, опять же Русь Святую, от старых, замшелых привычек и обычаев, старых, немодных одеяний, бород и прогрессивно научил курить да водку пить. Сам, практически в одиночку.

Кстати, к слову. Еще совсем незадолго до февральского переворота, у многих иностранцев, путешествующих по России, складывалась идея о чем-то громадном, абсолютно неповоротливом и абсолютно не меняющемся. К примеру, на фоне яркой и насыщенной событиями "La Vie parisienne". Да даже на фоне того же Берлина, унылые санкт-петербургские будни казались исключительно серыми и абсолютно пустыми. И только царь, царская семья, великие князья вносили какую-то перчинку в это болото... Потому никто, из иностранцев, и не сомневался, что только царь и управляет этим исполином, приводя хоть в какие-то движения его части.

Собственно говоря, так было и в европах. Цари объявляли войны, двигали войска, строили гигантские дворцы, направляли и наполняли смыслом жизнь своих столиц. История тогда казалось последовательной сменой царствований и деяний монархов. Война Алой и Белой розы в Англии, или Столетняя война - всё шло по высочайшемк мановению... Стоп, а Жанна Д`Арк? Так то особый герой, которого Провидение вознесло до уровня миропомазанников...

И вот, внезапно, Париж. Народ отрубает голову королю, а на поверженных обломках бывшей королевской твердыни народ пишет "Ici, l'on danse"(здесь танцуют). Так кто всё-таки движет историю? Не народ ли? Или, всё-таки, герои - дантоны, робеспьеры, мараты?

Короче, до Маркса так и шло: историки были уверены, что событиями управляют отдельные герои. Есть толпа, которая, по Пушкину, безмолствует. Грозно. Или, не менее грозно, кричит и даже поет: "Вихри враждебные веют над нами,темные силы нас злобно гнетут". И продолжает:"Aux armes, citoyens, formez vos bataillons", после чего злобным силам мало не покажется...  И есть герои, которые эту толпу воодушевляют, направляют и организовывают. Меняя, тем самым, ход и направление истории.

И тут приходит Маркс и всё опошлил. Оказывается, есть революционная идея. Когда она овладевает сознанием народных масс, тогда и делается история, свершаются те события, которые определяют мир на десятилетия вперед. Народ творит историю, а не какие-то там герои. И вот, когда народ гнет историю под себя, только тогда эти герои и появляются. В это время есть общественный запрос, общественная потребность на героя, супермена, титана. А в любой другой период запроса нет. Герой и не появляется.

Короче, чтобы стать былинным героем, нужно родиться в былинное время. Родишься в любое другое - так и останешься безименным обывателем.К слову. В Лурке, одно время, форсировался мем "стать героем". Что означало громко расстаться со своей жизнью, пусть даже и за совершеннейшую глупость.

Маркс добаляет: нужна революционная ситуация.Когда бедствия народных масс сильно перехлестнут обычный уровень их тяжелой жизни, когда власть, по многим причинам, не может управлять прежними способами, а народные низы - не хотят жить по-старому. И вот, для последнего, и нужна пропаганда и агитация. Только посредством пропаганды и агитации до масс дойдет - так жить нельзя. Хватит страдать, нужно действовать! А в действии народа и появятся новые народные герои.

Народ не является единым целым, писал Маркс. Есть классы революционные, и есть пассивные. Которые могут быть союзниками. А могут - и противниками. Историю Маркс знал хорошо, а про французскую Вандею - в особенности.И про реакционные классы он писал. И да, борьба классов, вершина которой - социальные революции - порождает, творит героев. С обеих сторон - с революционной и со стороны реакции.

Себе Маркс выделил скромную роль учителя и пропагандиста. Его дело - объяснить, кто и как двигает историю. И вооружить пролетариат - современную ему революционную силу той самой идеей. Которая, в какой-то степени, и даст возможность народу творить новую историю. А революционерами (и героями) пусть будут другие.

На этом первую (историческую) часть позвольте завершить. Если на то будет благоволение Аллаха, Господа всех Миров, то я сегодня же напишу и вторую часть...

Бисмилляхи-ррахман-иррахим!
Tags: Марксизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo antisemit_ru february 24, 2016 22:04 34
Buy for 20 tokens
Мой отец родился на изломе времен, в самом конце тысяча девятьсот восемнадцатого года. Он был последним ребенком в большой крестьянской семье моего деда и его седьмым сыном. Сразу скажу - жили они тогда за Уралом, в достаточно давно освоенных русскими людьми сибирских землях. Чуть позднее те земли…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments