?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Я не беру на себя смелость сказать что-то новое в этом вопросе и что-то оригинальное. Это-то после Маркса и Ленина?!? Но классиков следует вспомнить. И приложить их идеи к осмыслению недавних, произошедших на наших глазах, исторических событий. Обещаю скучную философию изложить не занудно, а читабельно.

Вообще, данная тема, в так называемых "social studies" называется вот так: "о творчестве народных масс в историческом процессе". И сводится, к банальнейшему вопросу: кто "делает" историю - массы или личность? В переклады на свежайшие исторические события, что или кто было движущейся силой, к примеру, киевского "евромайдана"? Или "крымской весны"? Вот давайте и разберемся. С сухой и скучной социально-философской теорией и с яркими событиями недавних революций.
http://ic.pics.livejournal.com/russiancommun/66141190/17421/17421_900.jpg
А начнем с того, как это дело понималось в веке XIX, до Маркса. Еще совсем недавно, каких-либо лет двести назад, считалось, что историю двигают отдельные супермены, потрясающие герои. Вот взяли Минин и Пожарский, посмотрели, что на Руси неуряд и проблемы, разбойные казаки грабят, власти нет, поляки везде шастают. И тоже грабят простого крестьянина... Те грабят и эти, куда крестьянину податься?

И вот они, эти герои, эти титаны и супермены, пришли и освободили Русь, страдающую от польского нашествия, разбойников и грабителей, и сделали сразу хорошо и благолепно. На долгие года. Или Пётр Первый. Взял, и ни с того, ни с сего, а освободил, опять же Русь Святую, от старых, замшелых привычек и обычаев, старых, немодных одеяний, бород и прогрессивно научил курить да водку пить. Сам, практически в одиночку.

Кстати, к слову. Еще совсем незадолго до февральского переворота, у многих иностранцев, путешествующих по России, складывалась идея о чем-то громадном, абсолютно неповоротливом и абсолютно не меняющемся. К примеру, на фоне яркой и насыщенной событиями "La Vie parisienne". Да даже на фоне того же Берлина, унылые санкт-петербургские будни казались исключительно серыми и абсолютно пустыми. И только царь, царская семья, великие князья вносили какую-то перчинку в это болото... Потому никто, из иностранцев, и не сомневался, что только царь и управляет этим исполином, приводя хоть в какие-то движения его части.

Собственно говоря, так было и в европах. Цари объявляли войны, двигали войска, строили гигантские дворцы, направляли и наполняли смыслом жизнь своих столиц. История тогда казалось последовательной сменой царствований и деяний монархов. Война Алой и Белой розы в Англии, или Столетняя война - всё шло по высочайшемк мановению... Стоп, а Жанна Д`Арк? Так то особый герой, которого Провидение вознесло до уровня миропомазанников...

И вот, внезапно, Париж. Народ отрубает голову королю, а на поверженных обломках бывшей королевской твердыни народ пишет "Ici, l'on danse"(здесь танцуют). Так кто всё-таки движет историю? Не народ ли? Или, всё-таки, герои - дантоны, робеспьеры, мараты?

Короче, до Маркса так и шло: историки были уверены, что событиями управляют отдельные герои. Есть толпа, которая, по Пушкину, безмолствует. Грозно. Или, не менее грозно, кричит и даже поет: "Вихри враждебные веют над нами,темные силы нас злобно гнетут". И продолжает:"Aux armes, citoyens, formez vos bataillons", после чего злобным силам мало не покажется...  И есть герои, которые эту толпу воодушевляют, направляют и организовывают. Меняя, тем самым, ход и направление истории.

И тут приходит Маркс и всё опошлил. Оказывается, есть революционная идея. Когда она овладевает сознанием народных масс, тогда и делается история, свершаются те события, которые определяют мир на десятилетия вперед. Народ творит историю, а не какие-то там герои. И вот, когда народ гнет историю под себя, только тогда эти герои и появляются. В это время есть общественный запрос, общественная потребность на героя, супермена, титана. А в любой другой период запроса нет. Герой и не появляется.

Короче, чтобы стать былинным героем, нужно родиться в былинное время. Родишься в любое другое - так и останешься безименным обывателем.К слову. В Лурке, одно время, форсировался мем "стать героем". Что означало громко расстаться со своей жизнью, пусть даже и за совершеннейшую глупость.

Маркс добаляет: нужна революционная ситуация.Когда бедствия народных масс сильно перехлестнут обычный уровень их тяжелой жизни, когда власть, по многим причинам, не может управлять прежними способами, а народные низы - не хотят жить по-старому. И вот, для последнего, и нужна пропаганда и агитация. Только посредством пропаганды и агитации до масс дойдет - так жить нельзя. Хватит страдать, нужно действовать! А в действии народа и появятся новые народные герои.

Народ не является единым целым, писал Маркс. Есть классы революционные, и есть пассивные. Которые могут быть союзниками. А могут - и противниками. Историю Маркс знал хорошо, а про французскую Вандею - в особенности.И про реакционные классы он писал. И да, борьба классов, вершина которой - социальные революции - порождает, творит героев. С обеих сторон - с революционной и со стороны реакции.

Себе Маркс выделил скромную роль учителя и пропагандиста. Его дело - объяснить, кто и как двигает историю. И вооружить пролетариат - современную ему революционную силу той самой идеей. Которая, в какой-то степени, и даст возможность народу творить новую историю. А революционерами (и героями) пусть будут другие.

На этом первую (историческую) часть позвольте завершить. Если на то будет благоволение Аллаха, Господа всех Миров, то я сегодня же напишу и вторую часть...

Бисмилляхи-ррахман-иррахим!

Последние записи в журнале

  • Далпайоппы?

  • Картина Репина "приплыли".

    Полагаю, западную цивилизацию ничто не спасет.Более ничто и никто не спасет. Ни Европу, ни США. ЗЫ: в Латинской Америке мусульман, практически,…

  • Кое-что - про "укроiньцiв

    Этот ролик многое объясняет.

  • Фейк! Главная военная прокуратура соврала!!!

    Историк-журналист Чунихин Владимир Михайлович неторопливо и почти безэмоционально анализирует справку-доклад военного прокурора Афанасьева от 1947…

  • И почему я так не люблю Медведева???

    Ну, ЕБН я ярко, от всей души, ненавидел. Поперваначалу та ненавист перешла к его преемнику. Но с годами она перешла в настороженное отношение. Путина…

  • О жизни.

    Я не имею универсальных рецептов на всё. Я не знаю ответов на все вопросы. Единственное, что я имею, это какой-то опыт наблюдения над людьми. Опыт,…

promo antisemit_ru february 24, 2016 22:04 8
Buy for 10 tokens
Мой отец родился на изломе времен, в самом конце тысяча девятьсот восемнадцатого года. Он был последним ребенком в большой крестьянской семье моего деда и его седьмым сыном. Сразу скажу - жили они тогда за Уралом, в достаточно давно освоенных русскими людьми сибирских землях. Чуть позднее те земли…

Комментарии

( 2 комментария — Оставить комментарий )
mura_gra
12 сент, 2017 09:50 (UTC)
Не верю я в "стихийную организованность масс". Нет денег - нет майдана.
livejournal
12 сент, 2017 10:30 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
( 2 комментария — Оставить комментарий )