
Представьте себе населенный пункт в восьмидесяти километрах от новой казахской столицы
Потом, совершенно незаметно, асфальт как-то сужается. И вот только одна полоса, в каждую сторону. Дорога номерная, оттого в приличном состоянии. Таки есть разметка, ямы аккуратно отремонтированы. Короче, вполне можно ездить на разрешенных 90 км/ч. Но вот вы подьехали к повороту на населенный пункт, под названием "Боранбаза". И тут асфальт превращается в нечто. Даже танки так асфальт не разбивают.
Что-то невообразимое. Местами кажется, что по этой дороге поработали диверсанты и партизаны. По большей частью, только на джипах и прочей вездеходной технике ездить. Для паркетников, не все места уже проходимы... К слову. В таком месте местные съезжают на поле. Которое, потому что пашется, более проходима легковушке, чем дорога.
Дороги в самом ауле чуть лучше. Но - не намного. В населенном пункте сохраняются следы былой цивилизации. Это начальная школа, мед.пункт и общественная баня. Да, старая советской постройки баня, вконец развалилась. Теперь, усилиями акимата, строится новая. В полтора раза меньше, но то такое. Из остатков прежней цивилизации - работает водопровод. Что удивительно. Есть и электричество. Газа - нет.
После отмены колхозов и совхозов, в
Как ни крути, но маааленький такой колхоз получился. В котором "фермер" - царь, бог и воинский начальник.
Другой актор - бывший совхоз. Не все местные жители, со своими земельными паями, из него вышли. Теперь это какбе "акционерное общество". Там свой бог, свои архангелы и ангелы. И - души людские, на покаянии.
Были очень плохие года, но на сегодня, жизнь, вроде как, устоялась. И там, и там, если работать, что-то платят. Не так много, по меркам Астаны или Алматы, но регулярно.
Выращивают ячмень, овес и пшеницу.Ну так вот, аборигены предпочитают получать свое заработанное не деньгами, а натурально, зерном. Но об этом - чуть далее.
Некоторое время назад, было несколько лучше. Солярка! Именно она определят, хорошо заработает фермеро-колхоз или быший флагман советского сельского хозяйства. Ранее, несколько лет тому назад, она была более дешевой. Сейчас плавно дорожает. Что сильно нервирует местных начальников. Зерно, хоть это и не столь выгодно, вывозится осенью "Кировцами" с прицепами. Для них остатки дороги вполне проходимы. Солярку можно взять в долг, и даже, под залог земли, банки дают кредиты. Но то такое... Умному казаху стоит очень опасаться тех банков.
Техника вся довольно старая. В основном - из советских времен. Сразу скажу. Советский Казахстан, на своих заводах, выпускал ВСЮ номенклатуру необходимой сельхозтехники. От сеялок до тракторов. Годы независимости индустриальный сегмент экономики, работавший на сельское хозяйство, убили полностью.
Да, есть импортная сельхозтехника. Корейская, американская, немецкая. Даже - китайская есть. Казахской же больше нет, и не предвидится. Потому и цены, на ту же сеялку задраны неимоверно. Был свидетелем, как при мне, местный "нур-басы" отправил грузовик, куда-то далеко, выкупать раму от сеялки. Восстановить старую дешевле, чем растратиться на новое.
К слову. Казахи-аграрии, сегодня, очень тщательно следят за состоянием своих "железный коней". Иной раз уровень ремонта оных, просто потрясает. Своей изобретательностью и сочетанием примененных, при ремонте, запчастей. Чо, голь на выдумку хитра... И то, что ранее работало несколько сезонов, работает несколько десятилетий. При этом техника очень ухоженная. Это то, что мне, первым делом, бросилось в глаза.
Второе - то, что снаружи, достаточно невзрачные домики, переполнены самой современной бытовой техникой. Особо - наличие самых современных и больших морозильных камер. В городе, сегодня, это не тренд. Морозильники - только как часть холодильника. И - небольшие. Электроэнергия - она достаточно дорогая.
А крестьянин, тот же согым, имеет раз в году. И да, мясо, с апреля по октябрь, имеет обыкновение, без морозильника портиться. Так что большие морозильники, в казахской сельской семье - предмет первостатейной важности.
Да, третья особенность - спутниковые тарелки и телевизоры. Практически, каждая халупа, такую тарелку, имеет. А не имеет устойчивого интернета. Сельские казахи, быть может, единственные такие. Кто, в наше время, как-то без него обходится.
Про основные доходы. Те стабильно растут. Скот! Вот их источник. А мясо, молочные продукты и всё такое, стабильно растут. Стабильно. Предсказуемо. Пусть и не лавиннообразно.Если семья, раз в год, продает двух коней, даже перекупам, это гораздо больше. Чем быть офисной крысой в Алматы.
А для того, чтобы иметь возможность их вырастить, и требуется ячмень, овес и всякое прочее зерно.Которое псевдоколхоз и псевдосовхоз и выдают. Либо, как плату за земельный пай, либо - за трудодни.
Сельские казахи очень уверенно смотрят в будущее. Поскольку каждой весной, корова дает теленка, а кобылица - жеребенка. И так будет всегда. Та часть детей, которая остается в селе, может себе позволить уверенно шагать в будущее. А вот та часть молодежи, которой манит в глаза россыпь городских огней, то совсем другое.
Еще раз, для Анатолия Фёдоровича (
Journal information