А вот в шестидесятые года прошлого века, паровоз это делал несколько иначе. Всегда рывком. Иногда, машинист паровоза, даже сдавал назад. Чтобы "напружинить" вагоны. А потом дёргал вперед. Часто колёса локомотива, при старте движения, проскальзывали. А потом, таки появлялось нормальное сцепление. И паровой локомотив начинал свой разгон.
Естественно, в момент троганья с места, в наличии были толчки и бросания пассажиров. Если кто не сидел, на своей полке.
Но этот пост о другом. О торфяниках.
В тридцатых годах, торфяники были важным энергетическим ресурсом. Не таким, как уголь, но... Считалось, что торф - дешевле. И да, шахты не нужны. Осуши болота - и вот он, торф.
Особенно много торфяника использовали у двух российских столиц. Тут и трудовые ресурсы (попервоначалу, торф добывали вручную), и потребитель - рядом. Естественно, торф не очень хорош, для перевозки его, на расстояния.
Была даже особая программа, у довоенных "клятих комуністів" - по использованию торфа в народном хозяйстве. В том числе - и на транспорте.
Часть паровозов, для областных грузоперевозок, предполагалась для работы на торфяном топливе. Более того!
Пассажирские вагоны Кагановича, которые, без особых изменений, выпускали вплоть до крушения СССР, проектировались под торф. Всё дело в том, что вагон, в зимнее время, надо отапливать. Если уголь - то грязь. И вот, советские проектировщики, придумали альтернативу! Торфяные брикеты!
Они не пачкались. И вполне так, горели и давали тепло.
Вся беда в том, что торфяной брикет, таки требовал мазут, или что еще. Не знаю.Может, смолу. Для того, чтобы его спрессовать. И чтобы он был крепенький, и не рассыпался.
Брикеты было легче грузить, в узкий "чуланчик" пассажирского вагона. И да, грязи - меньше. Других преимуществ, перед углём, не было. Более того - уголь занимает меньший объём.
Обосновывали торфяную программу тем, что энергоисточник - вот он, под ногами. Со временем, торфодобыча получала свои трактора, вместо коняшек и пердячей крестьянской тяги. Себестоимость торфа снижалась, и какое-то будущее, у торфа, явно было.
Убил торфодобычу, под Москвой, лично Никита Сергеевич Хрущёв. Почему? Сведений, о мотивах, история не сохранила. Я предполагаю, конечно. Торф, как топливо для отопления жилых домов, таки убила концепция теплоцентралей.
Как топливо для транспорта, торф уничтожила отмена Хрущёвым паровозов. К слову, в Великобритании, паровозы, таки еще применяли. Продолжительное время. После отмены их строительства, в СССР.
А высохшие и заброшенные торфоразработки, под Москвой, начали гореть.
Вот вам видеоролик, о горящих торфяниках:
Journal information