
344. Гест 2020/05/29 09:48И я подумал, до чего нонче упал книжный бизнес... Поскольку он этого самого читателя воспитывал долгое время, холил и лелеял... Того самого, которому трябва бумажной жвачки, побольше и непритязательнее.Что до издателей, то "за що вони боролися, тэж вони натрапили", получайте и распишитесь.
Помните анекдот? Выходит рабочий на пляж, а там станки, станки, станки. Вот и с книгой так. Ее читают, что бы отвлечься, ощутить что-то новое. Как вы думаете, рабочему, работающему на конвейере, будет интересно читать про рабочего, работающего на конвейере? Он там не увидит ничего нового и интересного, он это и так каждый день видит. А вот про миллионера или открывателя ему будет почитать интересно, так как это для него новое направление. Во время войн и катаклизмов спросом пользуются комедии и произведения со счастливым концом, ибо плохого и в жизни хватает. А вот когда все в порядке, хочется пощекотать нервы трагедиями, так как в жизни с таким не сталкиваешься.
У большинства сейчас жизнь не очень, что бы еще и читать про неудачников или с плохим концом.
И я такой весь в белом, стою тут такой красивый... И рассуждаю, почему Достоевский не воспринимается молодым поколением...
Всё так, неоднократные попытки реализовать производственный роман, в СССР - тому свидетельством будет. Мало кому удавалось создать что-то стоящее, по сторого тематическому материалу из жизни. Например, про то, как работает мастер на сверлильно-расточном станке. ИМХО, даже Чехов не смог бы создать, пусть даже маленький, шедевр, по жестко заданной тематике.
Я, по этому поводу, вспомнил не книги. А фильмы, СССР. "Королева Бензоколонки"... "Девчата", наконец. Или "Весна на Заречной улице". Где почти "рабочий на конвейере". И которые, таки смотрели. И не только в СССР. Поскольку, всё-таки, там было не столько про работу, а про межличностные отношения. И, что было более интересно, массовому зрителю - "про любовь".
Собственно говоря, сценаристы тех фильмов, были не столь уж оригинальны. Французы придумали. Новый стиль: "écrire d'après la nature". Который, в позапрошлом веке, получил название "натурализм". И да, они таки доказали, что рабочий (точнее, жизнь рабочего) может быть интересна массовому читателю.
Через какое-то время натурализм стал сочетаться со словом "грязный", а потом, достаточно незаметно, перетёк в новый стиль - "критический реализм". Который требовал не только "писать о том, что в жизни", но писать объективно, без прикрас. Собственно говоря, это был мировой тренд, не только чисто французская заморочка. "Поющие в терновнике", которые я рекомендовал читать украинским недоучкам, из, как говорят, этой оперы...
Из критического реализма выполз и ответвился и "социалистический реализм". Который велел описывать жизнь. Но не такую, какой она была, а какой она должна была быть. В стране почти голод, после войны, дефицит. А режиссер снимает фильм "Кубанские казаки". Который далеко не был реалистическим. Но там были реальные чувства, любовь. И мечта о лучшей жизни...
И я бы спросил у Геста, что, жизнь рабочего, так уж беспросветна и мрачна?
Если честно, молодой токарь-фрезеровщик, на сегодня, имеет больше уверенности в завтрашнем дне, чем любая офисная крыса. Крыс, особенно, в кризис, могут безжалостно сократить.. А хороший токарь, без работы, никогда не останется. Вся беда, что молодых токарей, таки нет. Но то такое.
А если брать в целом, литературу, то история с Антигоной, таки закончилась не так однозначно... С Дездемоной - тож самое. Обыкновенная американская история - тоже имеет недостаточно оптимистичный конец. Но читали и читают же!
И да, просто всё зависит от образования и культуры читающего: un homme bien cultivé читает одно. Гест же - читает совсем другое. Это две не пересекающиеся вселенные. Советская школа, таки должна и обязана была воспитывать культурного человека в целом, соответствующий вкус к интеллектуальному чтению - в частности. Но вот беда, и советской школы больше нет. И издательский бизнес, взял, и подсуетился...
Боюсь, что и знаменитого Хейли, сегодня, такие вот гесты читать не будут. Станки же!
Но вообще, анекдот тот не про рабочего, в оригинале. А про девушку с пониженной социальной ответственностью. Которая поехала на юг, отдохнуть...
Journal information