Тогда ещё не до конца была преодолена идея-фикс Никиты Сергеича, про советскую школу. Он вычитал, где-то в пыльных конспектах по марксизму=ленинизму, что школа должна таки соединить обучение с производительным трудом, готовить не только некоего человека со средним образованием, но и готового специалиста. Предпочтительно, рабочего. Желательно, индустриального.
Школу (как некую систему) лихорадило. Она смогла отбиться от хрущёвской 11-летки. И вот только что, как раз на моём выпуске, вернулась к десятилетнему обучению. Размазанную на одиннадцать лет программу снова собирали на десять лет. Но так и не смогли это выполнить. В год завершения моей учебы.
Чуть позднее, таки смогли. Откинув так называемое производственное обучение и уроки труда в старших классах. Но я успел заценить весь хрущёвский волюнтаризм в сфере образования...
Поясняю, весь наш класс готовили ... в сантехники.Правда, своеобычно. Без газо и электросварки. Но то такое. Я таки выяснил, как разобрать советский кран смесителя, заменить на нем головки-коронки и прокладки. Для чего следует "набивать" сальники смазкой. Устройство сливного бачка унитаза - тоже. Как установить новую батарею центрального отопления и всякие такие знания...
Самые зАвидные специальности, которые можно было получить в средней школы, без отрыва от парты - это механик-тракторист (даже пахать учили!) и водитель автотранспорта. Школьники, кому повезло, изучали и ГАЗ-51, и ГАЗ-21. Более всего - устройство. Но и практику вождения тоже...
Но я не про хрущёвскую реформу школы пишу, а про последний звонок. Все мы - выпускники - были нарядны и светились. От предвкушения новой жизни...
Сантехником, отчего-то, мне быть не хотелось. Но я был, в некотором роде, радиолюбителем. Покупал журнал "Радио". Паял и собирал простенькие устройства. Потому я решил пойти учиться в Томское высшее военное командное училище связи. И от дома недалеко, и, вроде как, интересное дело.Радиостанции там, и всё такое... Ну, так я тогда думал.
Реальность оказалась несколько иной. Меньше всего, за время моей службы, я занимался железками. Хотя и ими - тоже. А более всего, скажем так, "воспитанием воинского коллектива". Отслужив в армии полный календарный срок, я очень хорошо осознал, что "куда солдата не целуй - везде жопа". И ещё: "боец Красной Армии - птица гордая - без пинка не летает". "Битиё определяет сознание", из той же оперы.Последнее имело прямое отношение к "вах, каким гордым жигитам" с Кавказа. Я тогда не слышал ещё современного мема "Кавказ - сила", но прекрасно просёк, что пока с силой им не врежешь - будут кривляться. А врежешь - быстро приходят в нужное состояние.
Где-то там, в моем блоге, есть про "горячих парней с Кавказа", про то, как я им вставлял мозги на нужное мне место. Но тогда, в 1967-м году, я даже не мог себе представить все прихотливые извивы моей биографии. Казалось, что впереди только хорошее и счастливое. Сейчас я смотрю на того себя, прошлого, и понимаю. Насколько я был наивным человеком.
Journal information