Была такая женщина - широко известная в узких журналистских кругах: Тамара Николаевна Келле. Русская женщина, если что. С латышской фамилией по мужу. Она долгие годы правила на Журфаке МГУ в должности замдекана по заочному отделению. Ну так вот, на заре своей журналистской юности наша Тамара Николавна - тогда очень симпатичная, молодая, но уже не наивная девушка - проходила практику в газете. В самой что ни на есть центральной, в городе Москве.
Время было военное, хотя до Великой Победы оставалось самая чуть... Всю войну эта газета выходила с шапкой. Простым лозунгом: " Под знаменем Ленина-Сталина мы непобедимы". Выходила и в 1941-м, и в 1944-м. А тут весна чувствуется, Победа очень-очень близко. Вот и решил выпускающий редактор проявить полезную инициативу, вдруг заметят да и отметят? И дал команду - заменить шапку на "Под знаменем Ленина-Сталина мы победим!", и восклицательный знак поставить.
Ну и сделали дело, сигнальный номер номер отпечатали. Надо в цензуру вести, литировать (так это называлось тогда, от органа цензуры "Главлит"). Ну и,естественно, послали свежеотпечатанную газету отвезти в Главлит молодую практикантку.
И вот что сама Тамара Николавна рассказывала: "Сижу я в очереди, на сдачу номера. От нечего делать этот самый номер и просматриваю... И вдруг! О, ужас! Две буковки, при наборе текста не удалили! Вышло "под знаменем ... мы НЕ победим!", причем крупно, на самом заметном месте - в верху страницы и огромным шрифтом! Бумага, на которой сигнальный номер печатался, была не обычной газетной, а технической - мягкой и рыхлой. Ну так я взяла своим маникюрчиком, длинными коготками, да и соскоблила эти две злосчастные буквы... Когда вернулась в издательство, то кругом люди носятся - у выпускающего сердечный приступ, корректор исключительно весь бледный сидит, и руки у него мелко-мелко дрожат... Чем закончилось-то? Как чем? коньяк пили. Выпускающий водителя послал, откуда-то шоколад привезли, случился целый праздник".
Вот такая незамысловатая история. В ней всё - и дух времени, и ритм жизни нашего поколения, и та трава - которая была зеленее. Когда мы были молоды.
Примечание Антисемита. А не сделать ли цикл таких историй с тегом "байки журфака"?
Journal information