Эпиграф. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь (Матф. 7:3)
Отношение Русской Православной Церкви к астрологии однозначно плохое. Покойный Патриарх Алексий II говорил, что «Православная Церковь принципиально отвергает астрологию, гадание и другие подобные лжепророчества». Патриарх Кирилл полагает, что «… сегодня через оккультизм, магию, астрологию, НЛО и прочее и прочее люди соприкасаются с темной силой, а это соприкосновение никогда не бывает нейтральным… оно по существу не может быть для человека полезным».
Диакон Андрей Кураев

Однако имеющиеся на практике, пусть и скудные, данные социологических исследований, проведенных в России, показывают, что ситуация диаметрально противоположная: среди православных намного чаще встречаются люди, верящие в астрологию, НЛО внеземного происхождения и экстрасенсов, чем среди неверующих (Л.М. Воронцова, С.Б. Филатов, Д.Е. Фурман 1995 г.). Причем наиболее выражены подобные убеждения среди воцерковленных православных (Ю.Ю. Синелина, 2005 г.).
Результаты социологических исследований кажутся логичными. Религия – это учение о Боге, неком мистическом существе, существование которого не доказано, в которого предполагается верить слепо. Астрология – это учение о мистическом влиянии планет на судьбы людей, существование которого не доказано, и в которое приходится верить слепо. Понятно, что современная религия и астрология эпистемологически похожи и, вероятно, человек, склад ума которого способствует принятию одного из этих учений, более охотно воспримет и второе.

Во время дебатов между Андреем Кураевым и Михаилом Гельфандом, первый спросил: «Какую последнюю богословскую работу вы читали?» Гельфанд ответил, что никакую и пояснил, что «для того, чтобы узнать, что бульон протух, необязательно его весь пробовать». Защитники астрологии в похожей ситуации привели бы другой аргумент: «Какую последнюю работу по астрологии вы читали?» Учитывая, что существует множество школ астрологии, можно даже уточнить: «по Индийской астрологии» или по «астрологии Авестийской школы» и т.д.
Иногда, защитники религии говорят, что нужно хорошо изучить предмет, чтобы его критиковать. Например, что нужно уметь различать, чем отличается рукоположение и канонизация или что-нибудь в таком духе. На первый взгляд это кажется справедливым требованием, но защитник астрологии пояснит, что также нужно уметь различать ректификацию натальной карты и хорар, Марс в пятом доме и Юпитер в шестом. Большинство популяризаторов науки и ученых, не верящих в астрологию, не знают этих терминов. Кроме того астролог добавит, что прежде, чем критиковать астрологию и называть ее мифом, нужно проучиться пять лет в правильном астрологическом институте и составить пару десятков прогнозов. В действительности, если где-то критика астрологии или религии содержит ошибку, не составит труда указать на нее, приведя ссылку на публикацию в рецензируемом научном журнале, но этого не происходит. Вместо этого возникает апелляция к авторитету: я умный, а ты – иди учись.
На аргумент, что критика религии возникла после введение в школах ОПК (и иных наступлений церкви на науку и образование), можно услышать ответ защитника религии, что в школах вводят не ОПК, а «Основы мировых религий и светской этики», а ОПК там – лишь один из модулей. А теперь представьте, что в школах вводят «Основы звездоведения», а там на выбор такие замечательные модули: «натальная астрология», «эзотерическая астрология», «хорарная астрология», «астрометеорология», «звезды российской эстрады» и, ну так и быть, в качестве компромисса, «история астрономии». А когда кто-то жалуется, что в школах ввели астрологию, им отвечают: вовсе нет! Это «Основы звездоведения»! Там и астрономия есть, а без знания астрономии человеку будет сложно ориентироваться в современной человеческой культуре!
Иногда приводят и такой аргумент: «Смотрите! В Кембридже существует факультет Богословия!» Да, есть такой пережиток прошлого, от которого еще не везде удалось избавиться. А защитник астрологии скажет, что существует Бенаресский индуистский университет, где астрологию преподают, изучают и даже используют для консультации врачей! Так давайте обратим свой взор на мудрый Восток, а не «тлетворный Запад»!

Иногда можно услышать о великих ученых, которые были верующими. Нет, Эйнштейн не был верующим, но Ньютон – не менее великий ученый – был и занимался богословием. Но и этот аргумент могут использовать астрологи. Тихо Браге и Кеплер были не только выдающимися учеными, но и по совместительству астрологами. В отношении Тихо Браге все честно. Кеплер не столько верил в астрологию, сколько использовал ее для заработка, но аргумента это не отменяет. Он писал: «Конечно, эта астрология – глупая дочка, но, боже мой, куда бы делась ее мать, высокомудрая астрономия, если бы у нее не было глупенькой дочки! Свет ведь еще гораздо глупее и так глуп, что для пользы этой старой разумной матери глупая дочка должна болтать и лгать. И жалованье математиков так ничтожно, что мать, наверное бы, голодала, если бы дочь ничего не зарабатывала».

Прибегают защитники религии к аргументу апелляции к традиции (argumentum ad antiquitatem) и аргументу к народу (argumentum ad populum). Думаю не нужно пояснить, что оба эти аргумента несостоятельны и относятся в той же мере к астрологии. Причем астрология древнее православия, а число ее фанатов исчисляется миллионами.
Любопытно, что с точки зрения науки астрология даже выигрывает у религии. Существование Бога не аргументировано вовсе, а вот влияние небесных тел «на что-то» все-таки обнаружено. Однажды на белом море случилась такая история: один рыбак, недовольный своей женой, отвез спутницу жизни на один из островов, где и оставил ее «подумать о своем поведении». Судьба этой женщины весьма зависела от положения Луны и Солнца, ведь остров этот относился к типу «корги» – во время прилива он оказывался под водой.

К тому же есть исследования, показывающие роль сезона рождения на определенные черты человека. Зимой ниже температура окружающей среды. Кроме того в это время меньше освещенность, поэтому у новорожденных вырабатывается меньше витамина D. При плохом питании это может приводить к повышенному риску рахита, может сказаться на массе тела и длине конечностей (Bodnar, 2010, McGrath et al., 2006). Зимой повышена детская смертность (Hausherr, 1992), в частности вследствие синдрома внезапной детской смерти (Bouvier-Colle, 1989), однако средняя продолжительность жизни у выживших повышена (Doblhammer and Vaupel, 2001). Есть основания полагать, что от сезона рождения может зависеть риск глиомы и менингиомы (Brenner et al., 2010), некоторые нейрокогнитивные особенности (McGrath et al., 2006), некоторые черты личности (Roussos et al., 2010), синтез интерферона (Keski-Nisula et al., 2010), метаболизм дофамина (Chotai et al., 2002), склонность к суицидальному поведению (Dome et al., 2010) и так далее.
Впрочем, стоит отметить, что в этих исследованиях нет заслуг астрологов, а все попытки проверить классические взгляды на астрологию провалились. Астрологи не различают отличников и детей с замедленным развитием по натальным картам (Narlikar, 2009). Люди не могут отличить свое астрологическое описание от чужого в слепом эксперименте (Carlson, 1985). Астрологи не могут сопоставить натальную карту и описание человека (McGrew, McFall, 1990). Астрологи не отличают пары счастливые в браке и разведенные (Silverman, 1971). Знаменитый «эффект Марса» Мишеля Гоклена оказался неотличимым от невоспроизводимой статистической флуктуации (Panchin, 2010) и так далее. Подробнее в моей статье «На астрологов находит затмение».

За время изучения фундамента религии мы узнали, что Туринская плащаница – средневековая подделка (Damon, et al., 1989), что в святой воде могут водиться опасные микробы (Kirschner et al., 2012), что молитвы не помогают людям, пережившим операцию на сердце (Benson et al., 2006), а «внетелесный опыт» является галлюцинацией, вызванной гипоксией мозга и увеличением содержания углекислого газа в крови (Klemenc-Ketis et al., 2010). Открытий, обосновывающих истинность фундаментальных положений религии о возникновении мира или человека, существовании творца не имеется (к вопросу о целесообразности глубокого изучения предмета). Нет ни одного вразумительного аргумента о том, чем монотеизм лучше политеизма, а одна религия лучше другой, кроме сомнительного «а мы им набили морды», как в случае с гонением язычников или старообрядцев на Руси.
При этом негативное влияние астрологии на общество заметно меньше, чем негативное влияние религии. Да, и там и там имеется определенный способ заработка на доверчивых людях. Но астрологию пока не пытаются ввести в школах или признать научной специальностью, с кафедрами при университетах. Не вводятся законы о «защите чувств сторонников астрологии», избавляющие их от справедливой критики и насмешек. Не известно, чтобы астрологи присутствовали в военных подразделениях и пытались улучшить боевые свойства ракет какими-нибудь астрологическими расчетами. Астрологи не срывали концертов, не громили выставки и не добивались коллективным усилием проведения законов, тормозящих научно-технический прогресс в области клонирования человека, использования генной инженерии или эмбриональных стволовых клеток. Все эти направления не нравятся целому ряду религиозных деятелей, ибо это, по их мнению, недопустимая «игра в Бога». Стоит добавить, что креационизм – чисто религиозное порождение, а многие «борцы с ГМО» (включая политиков) имеют на то религиозные мотивы.
Иногда говорят, что Энтео, громящий выставки, Стерлигов, призывающий сжигать ученых, Всеволод Чаплин, ненавидящий гуманизм, Дмитрий Смирнов, полагающий, что атеисты должны покончить жизнь самоубийством, а верующие – отдать все имущество в храм, «Табачный митрополит», креационист Константин Буфеев – это неправильные религиозные деятели. Ну, так и про астрологов, чьи прогнозы не сбываются, способности которых не проявились в научных экспериментах, говорят, что они – неправильные.
Защитники религии и астрологии часто в едином порыве обвиняют науку в том, что это такая же вера. Но в науке нет места для веры: там нет и не должно быть ничего святого. Любая гипотеза или теория будет отвергнута, если сумма проверок покажет, что она не верна. Если в воспроизводимом слепом эксперименте окажется, что молитва какому-то Богу увеличивает шансы человека на выздоровление, существование Бога станет правдоподобной гипотезой, которую начнут серьезно рассматривать и изучать. Готов ли религиозный деятель, теолог при наличии каких-либо фактов начать рассматривать гипотезу, что Бога может быть и нет, отказаться от веры? Вот проверьте на себе. Скажите: «Бога может быть и нет». Астрологи в этом смысле ближе к ученым, во всяком случае, в моей практике некоторые из них соглашались на критические эксперименты, и, получив неутешительные результаты, отказывались от своей гипотезы.

Будьте последовательны. Если вы по каким-то причинам защищаете от критики религию – это ваше право, но, реализуя его, вы утрачивает право критиковать любые массовые заблуждения, которые кто-то воспринимает близко к сердцу, и астрологию в частности. Но если вы, как и я, считаете, что астрологию можно и нужно критиковать, то не рассказывайте сказки о том, что религия должна быть вне критики. Она ее заслужила не в меньшей мере. Хотя едва ли забавные картинки и острые комментарии являются симметричным ответом в условиях, когда пропаганда религии ведется по всем центральным телеканалам, в школах и даже в университетах.
Полагаю, что закончить здесь уместно цитатой из Менделеева. «Не трогать веру нельзя. Она — основа религии, а любая религия в наши дни — грубое и примитивное суеверие. Суеверие есть уверенность, на знании не основанная. Наука борется с суевериями, как свет с потемками».
Какое заблуждение опасней?
Религия
326(57.9%)
Астрология
27(4.8%)
Нет разницы
162(28.8%)
Как минимум, одно из перечисленных не является заблуждением
48(8.5%)
P.S. На написание этого текста меня спровоцировали недавние беседы с некоторыми уважаемыми мной коллегами, занимающимися популяризацией науки. Меня удивило и задело, что среди умных людей, несущих свет знаний, находятся те, кто оправдывают средневековые мифы и приводят столь странные аргументы вроде перечисленных. Сомневаюсь, что существующие научно-популярные проекты, к которым они причастны, смогли бы выжить в Исламском или ином религиозном государстве. При этом я вполне могу себе представить, что такая судьба может постичь и нашу страну, если защита здравого смысла не найдет должной поддержки.

Дополнительное чтение:
10 самых опасных заблуждений, псевдонаук и суеверий
http://scinquisitor.livejournal.com/42595.html
Апофения - новелла о поиске закономерностей в бессмысленных данных
https://www.smashwords.com/books/view/461313
Journal information