Что послужило у него основой для такой, крайне нелицеприятной для педагогов, оценки? Очень просто: дети загнаны в классы и вынуждены проводить много время в неподвижности, в неестественной, как считал классик русской литературы, позе.Неприемлемой для детей он считал и соблюдение тишины и того порядка, какой учитель вынужден наводить в классе, чтобы обучать. В гаме, шуме и спонтанных перемещениях учащихся нет места для учебы, не правда ли?
Толстой очень скептически относился к требованиям классика немецкой педагогической мысли, Иоганна Фридриха Гербарта. Тот, непременным условием продуктивных занятий, видел, прежде всего, "обуздание дикой воли ребенка". Граф, конечно, очень редко сталкивался с настоящими буйными и невоспитанными детьми, в отличие от педантичного немца...
А вот ваш покорный слуга, antisemit_ru, очень часто, в армии, сталкивался именно с такими деточками... Которых школа недоучила и недовоспитала, перебросив это занятие на армейских командиров, следовательно, и на меня. Хорошие, умные парни, как правило, поступали в университеты с военными кафедрами и в армии, рядовыми солдатами, они не появлялись. В основном. А появлялись там достаточно великовозрастные балбесы,
Мои предшественники-офицеры, говорили, что раньше было несколько не так. Во времена царя Гороха было достаточно умных, сообразительных и воспитанных парней из села, у которых армия была составным элементом их жизненных университетов и которые мыслили свой дальнейший жизненный путь в рамках своей малой родины, своего сельского дома.
Я, совсем недавно, пост написал, про военнослужащих срочной службы. О том, что бойцы делились на три неравные группы. И во многом, в таком делении, "заслуга" школы, преимущественно начальной. Что, собственно говоря, требуется от человека, и в армии, и в гражданской жизни? Только две вещи: живость ума, сообразительнось и вызываемая наличием "соображаловки" инициатива. Это первое. А второе - это предусмотрительность и понимание того, за что по головке не погладят. Короче - разумная осторожность.
Начальная школа газонокосилкой выкашивает - всё по Толстому - эту самую живость ума, уничтожая ростки самостоятельности и инициативы у ребенка. Как и писал классик, что еще ждать от учреждения, где даже выйти пописять( пардоне муа за вульгарность, классик выражался много куртуазнее!) надо брать у учителя особое разрешение... Собственно говоря, в той махине-школе, где правят бал учебные планы, программы и поурочное планирование, нет места какой-либо самостоятельности и живому творчеству ученика...
С другой стороны, школа не сознательную дисциплину прививает, а дисциплину подавления и наказания. Палочную дисциплину, так сказать... И попробуйте мне тут даже намекнуть, что в школе нет телесных наказаний! Они есть, правда не сам учитель и не розгами наказывает, что было бы гораздо честнее. Но вызвать родителей в школу и так их накрутить, чтобы "онижедеть" в полной мере ощутил весь градус родительского недовольства - проще пареной репы...
А чем сильнее на человека давят, тем сокрушительнее результаты выхода из-под школьного пресса. Это я и про преступность несовершеннолетних, и про свои, армейские проблемы с разгильдяями и "молдаванами".
Если почитать - на досуге - ту же Н.К.Крупскую, то сразу видно, что она и её единомышленники, во главе с Луначарским, что-то пытались сделать, в нужном направлении. Но - не преуспели. Современная российская школа скроена по тем же лекалам, что и царская дореволюционная гимназия. И - с теми же проблемами, усугубленными фактами обязательности среднего образования.
Я - всю свою трудовую жизнь, педагогикой и занимался. Армейской. Вот поэтому я и считаю себя вправе рассуждать на педагогические темы. При этом имел дело, зачастую, с сильно запущенными - в педагогическом смысле - "детьми", от восемнадцати лет и старше. Потому я очень ясно и отчетливо вижу виновника того, кто штампует "молдаван" и разгильдяев. Это, без сомнения, школа.
Труднее мне указать путь, ответить на вопрос, что делать... Очевидно же, что детей в классе должно быть много меньше - не более пятнадцати.И что классно-урочная система отжила свое еще в прошлом веке. И что дети должны быть объединены в учебные группы не просто так, по месту проживания, а по личностным характеристикам. И что школа должна стать, из места отбывания какого-то наказания, месттом совместного творчества детей и взрослых... Только кто меня, дедушку, послушает?
Journal information