Прежде всего, это детские коляски, которые тогда назывались фаэтонами. Такая коляска, ващета, имела свои корни - говорят - еще от времен царя Гороха. Лично я застал такие, как на фотографии.
Конструкционное исполнение - фанера, клеенка на козырёк и какой-то искусственный материал, коим фанера обшивалась снаружи. Материал был с теснением рисунка и шел, также, на покрытие советских чемоданов. Естественно, фанера позволяла придать изделию только корытообразную форму.
Цветовая гамма - от неожиданного коричневого до нежно-голубого. Кроме того, много металлических частей. За исключением нижних, невидимых деталей, весь металл хромировался и ярко блестел.
Встречались "фаэтоны" более продвинутого дизайна, с металлическими боковинами. Например, как на фото слева. Но они были тяжелее и их вес, иногда, достигал двадцати килограмм. Да и фанерное изделие, скорее всего, весило более десяти килограмм. Но всё-таки было легче.
Естественно, таскать такую дуру на пятый этаж было бы затруднительно... Но, напомним, Хрущев тогда еще не развернул свою программу массового жилищного строительства. А в сталинских высотках был лифт, куда коляска входила.
Тем не менее, гулять с ребенком такая коляска позволяла. И да - крепости она была необычайной! Практически неубиваемая вещь! Когда дети вырастали, на такой коляске можно было, ободрав с неё лишнее, возить, например, картошку с рынка. Или еще что.
Кроме колясок, есть еще одно приспособление, которое используется, когда ребенок уже не лежит, но еще не ходит - прыгунок. И такие были в догагаринскую эру. Много попроще, включали в свой состав могучие пружины и толстые резиновые жгуты. Об эстетике речи тогда не было, как не было и такого легкого каркаса, который позволяет размещать прыгунок там, где удобно. Крепился же советский прыгунок только одним способом: на мощном резьбовом соединении встраивался в дверной проем...
Так что иметь прыгунок могли себе позволить те, кто жил в отдельной квартире. Что было реже. Или - в своем частном одноэтажном домике, что встречалось гораздо чаще.
Редки были и фабричные манежи. Во первых, манеж означает достаточно просторную жилплощадь, а такое было не всегда. Во-вторых, это изделие было банально дорого. Поэтому обходились банальнейшими табуретками, которые переворачивались и связывались бельевыми веревками. Ребенку выгораживался уголок, который, если что, легко убирался и исчезал... Что тоже было важно. Ну и, раз манежи были очень-очень редки, то ребенку - почти с самого рождения покупали детскую кровать. Металлическую. Примерно вот такую, в разобранном виде...
Journal information