
Вот мне и захотелось немного поговорить о российских фантроманах, издаваемых по семьсот наименований в год - на несколько порядков больше, чем по всему СССР в годы его максимального развития. Почему их, этих изданных за год книг. столько, достижение ли это и причиной ли этому тренды развития российской фантастики...
Начну с того, что расцвет книгоиздания был, по моим ощущениям, в 1997-98 годах. Сырьё для книгоиздания было исключительно дешевым: производители низкокачественной бумаги разорялись и отчаянно демпинговали. К середине девяностых упали, иногда до нуля, тиражи периодических изданий. Народ почти перестал читать газеты, а журналы не выживали в условиях галопирующей инфляции, когда деньги, собранные на годовую подписку, внезапно превращались в ничто. А емкости бумагоделательных комбинатов, в СССР, были расчитаны на самую читающую страну, с многочисленной периодикой и гигантскими тиражами. 100 тысяч, полмиллиона...Тиражи книг советских признанных фантастов раскупались всегда и каким бы тиражом они не издавались...
В какой-то мере издательства (новые и старые) вынужденно перешли к массовому изданию фантастики и не менее хорошо раскупаемым детективам. Например, небезызвестный "русский проект" или "черная кошка". При этомчаще всего раскручивались авторы покупаемые, превратившиеся в некие бренды. Например, Головачев или Маринина. И да, народ эти книги покупал - безотносительно к полиграфии, качеству бумаги, в мягкой или твердой обложке.
Через какое-то время всё изменилось: процесс производства книги подорожал, наиболее активные читатели
Изменилась и политика книжной торговли: нет никакой уверенности, что большой тираж даже известнейшего автора раскупят. Да и сама книготорговля сильно изменилась: большие магазины с длинными полками как-то повымирали. Они не обеспечивают прежней рентабельности и уже не в состоянии на равных конкурировать с магазинами, торгующими другими товарами. Я, как покупатель, вижу, как эти магазины скукоживаются, а то и вовсе закрываются.
В попытках как-то удержаться на плаву издательства перешли к низкотиражному производству. Выпуск книг тиражом в пять тысяч или семь тысяч экземпляров теперь представляется крупным изданием. Оптимизируется всё, в том числе и гонорары автору. Поэтому какого-либо мэтра издавать не так выгодно, как кого-то из числанеизвестных широкой публике авторов СамИздата. Самиздатовцы абсолютно беззащитны, рады любым условиям и совершенно не гордые.
И да, пиратские библиотеки! Через какое-то время изданную книгу отсканируют, поправят скан текста до удобочитаемого и обязательно где-то выложат, желает ли это
И тут есть еще один момент. Если Достоевского и Чехова, если не издавать их гигантскими тиражами, всё равно, пусть позже, чем хотелось издательству, но раскупят, то литература для чтения в метро может пойти в макулатуру, минуя читателя. Поэтому издательствам важно попадание "в яблочко" читательского спроса. Соответственно, для них не представляет коммерческого интереса психологизм, философия автора, исследование им межличностных отношений, что характерно для текстов Чехова или Толстого. Прямо говоря, им не нужна литература, которую следует писать с большой буквы.
Спросом у издательств пользуются примитивные авторы, гаремщики, тупое фентези, боевая фантастика, где сладострастно описывается удар ногой с поворота... И да, попаданцы всех сортов! Потому таланливый автор Лысак не пишет морскую прозу, которая у него получается исключительно идеально, в духе "Соленого льда" и "Вчерашних забот" Конецкого, а пишет про попаданцев. На РЯВ, во времена Кортеса, и так далее. И - весьма посредственные космооперы, в числе которых его тексты в лучшую сторону не высвечиваются. Но зато издается!!!
В общем, есть объективные и субъективные причины, почему столь велика номенклатура изданных фантроманов. И почему качеством изданного хвастаться невозможно. Да, очень талантливых авторов, на том же СамИздате, хватает. Но если автор пишет высокохудожественные, сложные тексты, весьма велика вероятность того, что менеджеры издательств им не заинтересуются... Вот и пишет Коротин очередную свою сагу про попаданца на РЯВ, которая, однозначно, будет издана. Но - микроскопическим тиражом.
Российское книгоиздательство сегодня серьезно болеет. Но своим кризисом оно давит и калечит и современную российскую литературу, и российского читателя. Прививая ему пошлость и крайне невзыскательные вкусы. Вот где-то так я представляю себе эту проблему...
Journal information