Активную революционную деятельность наш персонаж начал в 1986 году - во время так называемых "декабрьских событий в Казахстане". Ну так вот, совершенно случайно сложилось, что к тому времени военные пути-дороги уже увели меня тогда в сторону Сибири, на майорскую должность... Но теща и тесть оставались в Алма-Ате! И, совершенно случайно, я, с середины декабря проводил свой очередной отпуск именно там, вместе с женой и дочкой. Так что я был очевидцем всей той желтоксановской бодяги.
Наш революционер - 1964 года рождения, и в декабре восемьдесят шестого года он учился в Казахском педагогическом институте, на учителя географии. Надо вам сказать, что тогда все педагогические ВУЗы республики состояли из двух равноправных отделений - с русским языком обучения, и с казахским. Уже тогда, благодаря "ленинской национальной политике", казахи-студенты составляли ощутимо бОльшую часть на русском отделении. Где учились горожане, из хороших школ, и не только столичных. А на казахском отделении могли учиться те, кто в достаточной мере владел письменным казахским. Это, как правило, выпускники городских же национальных школ. Но их, почему-то, было меньшинство: они всё одно старались поступить на русское отделение. Естественно, в результате - на казахских отделениях ВУЗов, преобладало студенчество из сельской местности, из всяких захолустных и отдаленных мест... Ну, как и наш герой, родом из глухих закоулков Западного Казахстана.
Вообще, среди "желтоксановцев" преобладали исключительно студенты. Вся прочая молодежь работала. Им было некогда. Алматинских школьников, естественно, не пустили родители. Ну не верили тогда еще жители СССР в демократию "а-ля Горбачев". Студентов местных родители тоже никуда не пустили... Поскольку они понимали: неприятности могут быть, КГБ еще активно работало.
Ну а вот у жителей общежитий такого сдерживающего фактора - не было. Но газеты они - читали. Где рьяно и каждый день, с каждой страницы, вещали о демократии, гласности и воле народа. Так что там был народ, с одной стороны - без сдерживающих факторов, с другой - со сдинутыми на гласности и перестройке мозгами. Подчеркну: насыщенными достаточно тем, что идеологи КПСС называли "бациллами национализма.
Национализм же просто и тихо, достаточно незаметно, существовал в СССР всегда. И вот такие отделения ВУЗов были его естественными, нетронутыми заводями. Объясню, почему. Выпускник казахского отделения ВУЗа, конечно, получал полноценную и качественную подготовку. Но - русскому языку там не учили. Предполагалось, что это - задача средней школы. А в институте географа учили географии, химика - химии, историка - истории. Ну, и еще абсолютно догматические предметы были, совершенно ненужные по жизни - марксистско-ленинская философия, научный коммунизм, история партии. И вот, за пределами учительской деятельности, карьера выпускника такого отделения, была явно затруднена. А те же казахи, но выучившиеся на русском отделении, могли делать карьеру в комсомоле, в партии, в советских органах. И - делали. Сельское происхождение, при этом, было солидным бонусом. Вот поэтому казахи, абсолютно не дураки, отправляли своих детей в русские школы.
Справедливости ради, такое положение было практически в любой республике. Хорошо знающий русский язык национальный кадр всегда имел преференции по сравнению и с русским кандидатом, и с местным, но плохо понимающим "язык межнационального общения". И, практически везде, отделения ВУЗов с местными языками, были пристанищами национализма. Еще подчеркну - Казахстан, в отличие от прочих республик СССР, менее прочих им страдал.
Горбачев, в 1986 году, достаточно жестко обошелся с тогдашним лидером республики - Кунаевым. Чего, к слову, у Брежнева было не отнять - он, если кого и удалял от власти во времена застоя, то старался сделать это мягче, не обидеть сильно человека... А молодой генсек этот момент как раз и упустил. Он тогда попер из Политбюро старцев отдим махом, в сущности, лишив их смысла жизни.
И вот, достаточно задолго до назначения нового руководителя компартии Казахстана, по городу поползли слухи. Они звучали именно так: "русские хотят своего поставить начальником". Преподносилось это в крайне националистической трактовке: хотят обидеть, наплевать на наши законные (будто бы) права. Посадить на наши шеи абсолютно некомпетентную личность, которая не будет уважать ни наших традиций и обычаев, да и весь народ в целом уважать не будет... Я, к сожалению, не могу дать пруфов и ссылок, а в Википедии весь этот процесс сегодня описан как борьба казахской молодежи против тоталитарной коммунистической идеологии.
Агитаторов после, ни разу не нашли. Но откуда ноги росли, советская власть просекла четко: после событий было разрешено рвать, кусать и обижать кунаевских, весь его клан. Который после втоптали в грязь, зачастую лишили работы и должностей. До седьмого колена. Усердствовали сами казахи. Русские, скажу прямо, кто чей родственник и кто кому приходится, не знали. Ну а благодаря родо-племенным связям членов этого клана многовато было...
Повторю: основной движущей силой восстания ( а как его еще называть?) были областные студенты алматинских ВУЗов. Несколько дней аудитории казахских отделений стояли пустые... А когда процесс пошел, он нарастал лавинообразно: пошла на митинг половина группы на первой паре, на второй и третьей уйдут все. И это были не сотни, а тысячи: в тогдашней Алма-Ате ВУЗов было много, а студентов в них - еще больше...
В сущности, особо агитировать не пришлось: пишете про перестройку, про новое мышление, почему тогда привозите из Москвы нам начальника, а не даете его выбрать самим? Разговоры, что главу КПК как раз, избирает соответствующий партийный орган (республиканский пленум парторганизации), отметались, как демагогия. И ведь, действительно, руководитель КПК тогда знАчил явно больше, чем руководитель Совета Министров республики (им уже тогда был Н.А.Назарбаев).
Кстати, Википедия пишет, что конкретно посадили и дали сроки менее, чем ста революционеров. И "онжедеть", с которым я ехал в поезде - среди их числа. Сидел полтора года...
К сожалению, я очень не люблю, одним пальцем, набивать такие тексты. Потому я тут прервусь, обещая закончить в следующем посту...
Journal information