
Но зачем тогда вообще весь этот громкий список имен, который делает простого плотника Иосифа потомком великих древних царей?
Собственно, для древних евреев этот вопрос даже не стоял. Дело в том, что евреи в то время ждали Машиаха (Божьего Помазанника). Машиах должен был повергнуть в прах еврейских врагов, выполнить роль судьи при конце света, и во всей своей славе и величии воцариться над восстановленным и обновленным Еврейском царстве, где счастливо заживут праведники.
Однако была тонкость. Согласно пророчествам древних, Машиах будет происходить от древних еврейских царей. Причем речь шла о прямом родстве, в Машиахе должна течь кровь древнего избранного рода. Это непререкаемое условие.
После прихода и смерти Иисуса, мнение евреев о том кто он был, разделилось. Большинство евреев решило, что Иисус лже-машиах, который старался смутить людей. Но малая часть евреев поверила, что Иисус действительно Машиах, который действует своим особым способом, через свою смерть и воскрешение. Однако иудейская традиция в головах этих новообращенных была сильна, поэтому Иисус, по их понятиям, обязательно должен был происходить из рода царей. А поскольку в то время абсолютное большинство последователей Иисуса и понятия не имела, что позже христиане начнут верить в непорочное зачатие от святого духа (сама эта вера сформировалась примерно только через три века после смерти Иисуса), то тогдашние христиане считали Иисуса рожденным от Иосифа самым обычным способом. И поэтому тщательно выписали ему родословную от древних царей.
Отодвигание Иосифа со всей его развесистой родословной, от отцовства Иисуса, и передача этого почетного звания святому духу - уже позднейшая вставка в текст Евангелий.
Христиане, конечно, версию позднейшей вставки не признают, и упирают на то, что в евангелиях все, как надо. Что, это вот, мол, соседство Иисуса с неродным отчимом Иосифом должно иметь целью не кровную, а некую там духовную связь, и дальше обычно много невнятных рассуждений с высосанными из пальца выводами :о)).
Но это не имеет никакого смысла. Для древних евреев связь Машиаха с древними царями могла быть только кровной - только она обеспечивала преемственность и исполнение божественных пророчеств. Поэтому родословная отчима, куда бы она не восходила, пасынку никак помочь не могла.
Соответственно, и для христиан родословная отчима Иисуса не имеет ровно никакого значения. Хоть и по другим причинам. Ведь Иисус, как его воспринимают христиане, пришел сказать людям, что ни знатность рода, ни древность происхождения не имеют никакой цены. Цену имеют только дела, ведущие к духовному спасению.
Вот и висит в евангелиях вместе, и развесистая родословная, и вставка на рождение от святого духа. Любой из этих вариантов поодиночке, был бы логичным для своей аудитории. А вместе - как два хоста у одной кобылы.
Что еще можно нам сказать о семье Иисуса? Уже упоминавшийся нами Иосиф Флавий в ХХ книге своих "Иудейских Древностей", сообщает, что у Иисуса был брат. Он пишет о казни Иакова "брата Иисуса, которого называют Христом". Иакова казнили, насмерть забив камнями, в 62 году. Упоминание о том же Иакове встречаем и в Евангелие у Марка, причем там перечислено еще несколько братьев: "Не плотник ли он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?" (Мк. 6:3).
Сообщение Евангелия от Марка о братьях Иисуса, как мы понимаем вступает в противоречие с отредактированными позднейшими вставками Евангелиями от Луки и Матфея, где сказано что Мария всю жизнь оставалась девственницей. (У самого Марка про девственность Марии ни разу не упомянуто вообще). Это противоречие надо было как-то разрешать. Сперва христианские писатели склонялись к тому, что все перечисленные браться Иисуса, это дети Иосифа от первого брака, то есть братья сводные. Потом в церкви устоялось мнение, что это все были двоюродные братья. Именно такого мнения христианская церковь придерживается и до сих пор.
Зачатие Иисуса. Непорочная Мария.
Лука пишет, что Марии сообщил о её беременности явившийся архангел Гавриил. Так сказать, предупредил загодя. У Матфея никакого Гавриила к Марии и близко не подходило: Мария просто внезапно обнаруживает, что беременна. После чего Матфей описывает, как разгневался муж Марии, Иосиф, который вдруг обнаружил, что жена неизвестно от кого забрюхатела. Иосиф намеревается оставить Марию. Но потом ему снится сон, что он должен остаться с Марией, и вырастить сына как своего.
Однако от кого же тогда понесла Мария? Церковь дает на это прямой ответ - от Святого Духа, который является одной из ипостасей Господа Бога.
То что Мария всю жизнь оставалась девой требует некоторого пояснения. Ну ладно, после того как Иосиф узнал, что Мария девушка Бога, и ему на неё нельзя поднимать свой, хм... взор. Но до того как он это узнал, что же он никак не сподобился хоть разок ублажить жену? А после того как она выполнила свое предназначение?
Церковь именует Марию присно-дева. ("всегда-дева"). То есть по мнению церкви, после того как Мария родила Иисуса, она так и не зажила с мужем Иосифом нормальной семейной жизнью. А собственно - почему? Ни в одном из мест Библии никто не указывал Марии, что после того как она выполнит свое божественное предназначение, ей надо потом всю жизнь просидеть в старых девах. Однако, возникла традиция считать, что дело обстояло именно так. Не думаю, что мы сильно ошибемся, если предположим, что простые деревенские люди сперва задавали церковникам много вопросов. Тема-то была собственно жизненная. Вот и интересовались. Чего, Иосиф с Марией так и не?.. Что совсем-совсем?.. Ни разу в жизни?. Собственно, ведь, нет ничего греховного в том, чтобы муж с женой делили ночью постель, а?
Однако раз уж сложилась традиция, что Мария так и осталась старой девой, и надо было её поддерживать. Поэтому, в церковной иконописи появилась традиция изображать Иосифа глубоким стариком. В Евангелиях вообще нет упоминания о возрасте Иосифа. Но в иконописи за ним закрепили образ дряхлого старпера с длиной седой бородищей. Чтобы уж всякому было ясно, почему Мария осталось девственницей. Чтоб сразу было видно, - тут у гражданина стрелки всегда на пол-шестого. Короче, глядя на иконы остается только удивляться, как это ветхий Иосиф совершал длительные путешествия, да еще и смог спешно бежать с семьей в Египет от гонений кровавого Ирода.

Наверно надо рассказать, как собственно возникла вера в отцовство Святого духа. История это в чем-то очень трогательная...
Известно точно, что у первых последователей Иисуса в Палестине веры в отцовство от святого духа не было, да и быть не могло, и вот почему: Жившие в Палестине евреи, сам Иисус, и его первые ученики говорили на арамейском языке. Так вот, на арамейском языке "Святой Дух" - был... женского рода. Ранние христиане говорившие на арамейском писали "Дух святой - матерь моя". (По правилам русского языка нам правильнее бы передать это как Духа Святая, или же Душа Святая, - матерь моя:). Для самого Иисуса, его современников и единородцев дух - это мать. Не отец.
Соответственно сама концепция что дух стал отцом Иисуса могла родиться только в другом языке, который позволял ТАК подумать, так сформулировать, так облечь мысль в слова. Который позволял думать, что Дух - мужского рода. Это произошло позже, когда христиане распространили свое учение за пределы Палестины. Учение христианства о Душе ушло из Палестины, окрепло, развилось, видоизменилось, в учение о Духе-мужике, и... снова придя в Палестину столкнулось со своим более ранним вариантом Души-матери, который благополучно существовал в небольшой общине, со времен самых первых христиан.
Сторонники того что Дух это мужчина, пытались объяснять говорящем на арамейском, что те "неправильно верят". Что, вот мол, Дух-отец оплодотворил Марию, для рождения Иисуса. А говорящие на арамейском недоумевали, и вопрошали: - Когда же это бывало, чтобы женщина зачала от женщины?
Это языковое различие тянуло и дальнейшие расхождения. Христиане, придерживающиеся учения о Святой Матери-Душе, естественно, совершенно иначе представляли себе само рождение Иисуса. Для них он, конечно же, не был зачат Духом-Отцом. Отцом Иисуса был Иосиф, а матерью Мария. Родили они Иисуса обычным порядком, как и положено мужчине с женщиной, со всеми необходимыми для этого ночными мероприятиями. И сам Иисус был обычным человеком, но... Ровно до тех пор, пока он не покрестился в реке у Иоанна-Крестителя. В ту же минуту на него снизошла посланная Богом, Святая Душа. Иисус просветлился, и стал Мессией. Таким образом, у Иисуса были земные отец и мать - Иосиф и Мария. И Небесный Отец, - Бог, который переродил сознание Иисуса осенив его Святой Душой, даровав ему просветление, фактически, переродив. Именно с тем, что благодать Святой Души снизошла на Иисуса в зрелом возрасте, и объясняется, что до 30-ти лет о нем ничего не известно, а потом вдруг, неожиданно, оказался прекрасным проповедником.
Христианским течением, веровавшим в вышеописанное, были например "эбиониты" (т.е. "нищие", - одно из наиболее строгих христианских ответвлений, в плане соблюдения личной бедности и нестяжательства). В целом, их вариант, конечно, выглядит логичнее, чем победившее, привычное, традиционное нам христианство с Марией-всю-жизнь-девой и Иосифом-сбоку-припеку. Вера эбионитов не так мутировала, как победивший вариант. Однако... в том споре побеждал не тот чья вера старше, и не тот чья логичнее. А тот кто сильнее. Привычное нам христианство уже набрало силу, вошло в союз с государством, и использовало этот мощный ресурс, чтобы искоренить всех мыслящих иначе. Чтобы эбиониты больше не заблуждались, человеколюбивая католическо-православная церковь их всех убила. Книги эбионитов - уничтожили. То что мы знаем о их верованиях, дошло до нас из рукописей чудом уцелевших в тайниках найденных археологами.
Journal information