
Прежде всего надо сказать, что до сих пор ведутся пламенные споры, на кресте какой именно формы был распят Иисус. Например иеговисты уверены, что Иисуса вообще распяли не на кресте, а на столбе. Православных и католиков такое предположение вгоняет в обиду, - они считают, что крест распятии Христова был именно таким, каким мы его привыкли видеть. Неправы, впрочем, и те и другие. Но обо все по порядку.
Итак, самыми распространенными видами крестов для распятия было три типа:
1) - I - Простой столб.
2) - + - Крест с перекладиной, (образ которого утвердился в христианстве).
3) - T - Столб с поперечной балкой в виде буквы "т".
Христа распяли именно на третьем варианте.
Чтобы понять, почему именно на третьем, надо знать две вещи:
1. Собственно саму процедуру распятия, и что при ней происходит с человеком?
2. В каких ситуациях использовался "крест" какого типа.
Распятие считалось самым мучительным и унизительным видом казни. Она не была римским изобретением, и её применяли не только римляне, из народов средиземноморья. (Отсюда и многообразие вариантов исполнения распятия). Римляне считали "достойными" распятия государственных преступников, рабов, морских пиратов, дезертиров, и пр.
Казнь была "популярна" потому, что позволяла причинить максимальные мучения при минимальном техническом оснащении. Человек фиксируется на кресте или на столбе. Если на кресте, - его руки раскинуты в стороны. Если на столбе - руки закинуты вверх. Такая поза - главное условие распятия. Поза "руки в стороны", или "руки в верх" затрудняет дыхание за счет стеснения грудной мускулатуры. Надо сказать, что при вдохе наша грудная мускулатура обычно расслабляется, но при поднятых руках сделать полноценное расслабление и вдох затруднительно. Разведите руки и попробуйте сделать несколько вдохов, и вы сразу почувствуете некоторое напряжение в груди. Человек, попавший в распятое положение на долгое время, не может полноценно дышать за счет грудных мышц. Организм пытается дышать диафрагмой, но её мышцы не приспособлены для многочасовой заместительной работы. Постепенно нарушается дыхание и приток крови к правому предсердию. Распятый человек чувствует, что ему все труднее дышать. Через долгие часы, а то и сутки удушливого мучения, наступает смерть вследствие механической асфиксии. Сколько именно может продержаться человек, зависит от индивидуальных особенностей его организма. До тех пор пока человек не умер, дополнительные мучения ему доставляют погодные условия. Палящее солнце днем, холод ночью, и птицы, которые поняв, что ты не можешь их отогнать, могут начать тебя есть, еще живым.
Закрепление человека на столбе\кресте производилось в зависимости от доступных материалов. Обычно человека привязывали веревками. Руки по сторонам, (или наверху), а ноги заведя назад вокруг столба назад, и связав там лодыжки петлей. Сильный и гибкий человек напрягая мышцы рук, и обхватывая ногами столб, может приподнимать свое тело на веревках, обхватывая столб ногами; того и гляди еще сдерет всю кожу с запястий, но руки все-таки освободит, и ищи его потом, свищи... Поэтому кости голеней на ногах могли перебивать, чтобы любая попытка обхватить столб и приподняться за счет силы ног, вызывала взрывную боль. С перебитым голенями человек умирал быстрее. В ладони же могли вколотить гвозди, что вызывало боль при попытке подтянуться на руках. В результате, буквально любое движение, вызывало взрывную боль. А если ты не двигался, то медленно душился собственным весом. Если имелись толстые гвозди, то в принципе, человека можно подвесить и просто прибив гвоздями, снабженными шайбами из дерева. Ноги прибивались согнутыми в коленях, по сторонам от столба, в районах голени. Правда, вколачивать гвозди в ладони без поддержки веревками уже было нельзя - ладони просто прорвались бы под тяжестью тела, и человек рухнул бы с креста. В этом случае, гвозди вбивались в запястья, между толстыми лучевой и локтевой костями. (Однако, в этом месте проходят крупные кровеносные сосуды, и если перебить такой сосуд, то человек довольно быстро умирал от потери крови, избегнув многочасовых мучений. Для правильного прибития гвоздями требовался опыт. Поэтому самый "правилльный" вариант был именно веревки, и перебитые голени. Если казнитель богат, и ему не жалко дефицитных железных гвоздей, (или же он оставался на месте казни, и мог через несколько дней забрать их обратно) - то в дополнение - гвозди в ладони.
Теперь по типам крестов. Столб без перекладины (I) был самым "бюджетным" вариантом, быстрого приготовления. В такой столб с минимальными затратами можно было превратить любое дерево. Обрубил ветки, устроил сверху расклин, куда закрепишь связывающую руки вервку, - вот и все. На нем не надо вытесывать выемку плотницкого "полузамка" под вторую перекладину, и не надо тратить веревку, чтобы примотать друг к другу поперечины, -как это делается на кресте привычной нам формы (+). Но за простоту столб платил эффективностью. Дело в том, что если человек привязан руками вверх, а не в стороны, то, если он достаточно силен, можно ухватить веревку выше петли одной рукой, подтянуться верх, ослабив давление петли на кисти, а второй попробовать как-то ослабить затянувшуюся петлю на запястьях. Вариант с перекладиной, где человек висит с раскинутыми руками, такой возможности вообще не дает; руки зафиксированы независимо друг от друга, а подтянуть тело вверх с раскинутых рук может только профессиональный гимнаст со специально разработанными группами мышц. Но и он, в таком положении, не сможет перенести свой вес на одну руку. Куда человек денется от столба с перебитыми ногами, если даже соскочит с него, это вопрос. Но какой-то шанс он все же получает. То есть, в случае с очень развитым и гибким человеком, которых, конечно не так много, - столб мог стать профанацией. Поэтому столбы использовали только в случае, когда надо было особо быстро развесить больше количество народа. И ни в каких иных случаях. Ситуация Иисуса под торопливую казнь по упрощенному сценарию никак не подпадает, и именно поэтому иеговисты со своей теорией "столба мучений" в большом пролете.
Следующий крест - привычный нам по церковному канону крест в форме этого самого креста, сделанный из двух поперечин, наложенных друг на друга во взаимные выемки "полузамка", и скрепленные веревками. Как уже сказано выше, этот крест надежнее. Использовали такой крест, когда было время основательно приготовится к распятию. Однако, такой крест, был практически одноразовым. В том смысле, что снятие с него тела не предполагалось. Собственно, на таких крестах развешивали разбойников по обочинам дорог, чтобы они тлели там до полного исчезновения - в назидание.
А теперь представьте, что вам нужно использовать этот крест по второму разу. Представили? Нет, вы не представили. Для вас, как и для большинства из тех кто талдычит, что Иисуса распяли на таком кресте, все это умозрительно. Представьте, что римских солдат через пару дней послали снять тело, которое повисело на жарком восточном солнце. Не тело Иисуса, а просто, - тело казненного. Итак, солдаты возвращаются, и морщась от смрада разлагающегося тела, размышляют: "Как же его снять?"... Можно, конечно, залезть на крест, и, стараясь лишний раз не трогать вонючего жмура, перепилить веревку скрепляющую перекладину. Тогда тело само рухнет вместе с перекладиной на землю. Но ведь крест предстоит использовать еще раз... Это значит, если мы сбросим перекладину, то опорный столб все равно придется выкапывать, чтобы снова установить её на место. Или же придется привешивать перекладину, как-то взбираясь вместе с ней(!) на опорный столб... Лишняя, никому не нужная работа. Нет, римские солдаты её, конечно, сделают. Мертвых не первой свежести они видели не раз, и строить им приходилось часто. Но если ты будешь заставлять делать это регулярно, то они тебя спросят, - командир, может нам лучше использовать здесь крест другой конструкции, а?
Основу его составлял вертикальный столб, который носил название "статикулум" (staticulum). Столб этот, как один раз врывался, так и оставался постоянно на публичном месте казней. Постоянно врывать-вырывать, поднимать-ронять его было не надо, за что все римские солдаты его невыразимо любили - у них и так дел хватало. Дополнительным бонусом от постоянно стоящего высокого столба было наглядное напоминание потенциальным врагам Рима, мол, - не шали, - а то повиснешь. На верхнем конце столб был обтесан в виде граненого квадратного штыря. Вот на этот-то штырь сверху и надевалась поперечная съемная балка под названием "патибулум" (patibulum). Балка одевалась сверху, и штырь столба входил в специально выполненное в центре балки гнездо. Конструкция простая, и долговечная. Именно балку-патибулум, а не весь крест, нес на себе приговоренный к казни. Когда казнимый приходил к столбу, его укладывали на землю, и распинали на балке. Потом, римские солдаты брались за концы балки, вставали на поставленные рядом со столбом лестницы, или деревянные мостки (вариант, когда поднимали саму балку простейшим, т.н. "мостовым" краном, или шестами со специальными наконечниками), и вешали балку на столб. Когда казнимый повисал, ему фиксировали на столбе ноги. Много солдат для казни на таком кресте было не нужно. Даже двое могли сделать все необходимые операции. А уж если людей было больше, так и вовсе никаких сложностей.
Данный тип столба, кстати, также объясняет, почему во времена раннего христианства ходила упорная легенда, что на месте казни был и некий столб. Пока на крест типа (T) не надета верхняя поперечная балка, она ведь так и выглядит. Ситуацию усугубило то, что евангелия были написаны по-гречески. А местные грекоязыкие жители называли все типы креста для распятия "стаурос". (Когда-то это слово означало любой деревянный предмет воткнутый вертикально, например столб, потом его значением станет именно крест).
Примерно так все выглядело, с технической стороны. А если отвлечься от техники... Солдаты закончили свою работу на солнцепеке, и хотят поскорее вернуться в казармы. Они уже поделили немногие ценные вещи Иисуса, и заключили ленивые пари, сколько тот, и другие распятые, продержатся до смерти. Солдатам скучно. А на кресте висит Иисус.
Ему больно.
Journal information