antisemit_ru (antisemit_ru) wrote,
antisemit_ru
antisemit_ru

Category:

Безграмотный ФрицМорген написал статью про советское образование. Часть первая.

Безграмотный, потому как не понимает элементарнейших вещей. Вот ссылка на эту статью, а далее пойдет её разбор. От меня, умного, грамотного и скромного.

Плюсы и минусы советского образования

http://tverigrad.ru/wp-content/uploads/2012/06/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0.jpg


В данной статье рассматривается советская система образования с точки зрения ее достоинств и недостатков. Советская система следовала задаче воспитания и формирования личности, достойной реализовывать для будущих поколений главную национальную идею Советского Союза — светлое коммунистическое будущее. Данной задаче были подчинены не только преподавание знаний о природе, обществе и государстве, но воспитание патриотизма, интернационализма и нравственности.

== Плюсы (+) ==

Массовость. В советское время впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность, близкая к 100 %.

Разумеется, даже в эпоху позднего СССР многие люди старшего поколения имели за спиной всего лишь 3-4 класса образования, ведь далеко н все смогли пройти полный курс школьного обучения из-за войны, массовых переселений, необходимости рано идти работать. Тем не менее, практически все граждане научились читать и писать.
За массовое образование надо сказать спасибо и царскому правительству, которое за 20 предреволюционных лет практически удвоило уровень грамотности в стране — к 1917 г. грамотной была уже практически половина населения. Большевики, в результате, получили огромное число грамотных и подготовленных учителей, и им оставалось лишь второй раз удвоить долю грамотных людей в стране, что они и сделали.
Комментарий Антисемита
.
Во-первых, остановимся на усилиях царского правительства в области всеобщего образования. Его, как всем известно, в императорской России - не было. Даже в двух столичных губерниях - Москве и Питере, охват начальным образованием детей школьного возраста составлял менее 75%. Начальным, Карл!   В губерниях с преобладанием инородцев - 5%, в целом по стране - порядка 20%. Откуда ФрицМорген взял эти цифры, про половину населения, лично мне - не известно. Среднее же образование оставалось практически недоступным, для народа.

Широкий доступ к образованию для национальных и языковых меньшинств.
В ходе процесса так называемой коренизации большевики в 1920-х и 1930-х гг. впервые внедрили образование на языках множества малых народов России (зачастую, попутно создавая и внедряя алфавиты и письменность для этих языков). Представители окраинных народов получили возможность приобщаться к грамоте сначала на своём родном языке, а потом уже на русском, что ускорило ликвидацию безграмотности.
С другой стороны, эта самая коренизация, частично свёрнутая в конце 1930-х, успела внести немалый вклад в будущий развал СССР по национальным границам.


Комментарий Антисемита.
Скажу только одно: что, не надо жителей беларусских сёл, казахских аулов, кавказских саклей грамоте учить? Развитие системы образования и просвещения на бывших национальных окраинах царской России играло очень важную роль в культурном развитии этих самых народов. Многие бесписьменные этносы получили свою азбуку и своих широко образованных людей.

И да, это неоспоримый плюс того, что несла советская власть людям. Не будем про это забывать.

Высокая доступность для большинства населения (всеобщее бесплатное среднее образование, весьма распространённое высшее).
В царской России образование было связано с сословными ограничениями, хотя по мере роста его доступности эти ограничения слабели и размывались, и к 1917 г. при наличии денег или особых талантов получить хорошее образование могли представители любого сословия. С приходом к власти большевиков сословные ограничения были окончательно сняты. Начальное, а затем и среднее образование стало всеобщим, а число студентов в высших учебных заведениях выросло многократно.

Комментарий Антисемита
.
Тут явной политической ошибкой Фрицморгена является "забывчивость" про рабфаки и подготовительные отделения ВУЗов СССР. Куда принимали лиц, имеющих трудовой стаж (или службу в армии) и рекомендации от комсомольской, партийной или профсоюзной организации. Часть мест за партами студенческих аудиторий занимали и такие люди. Которые очень старались учиться и понимали, зачем они пришли в ВУЗ.
Еще надо было бы добавить именных стипендиатов от колхозов, совхозов и промышленных предприятий. Такая стипендия была повыше обычной, студенческой, а её получатель, обычно, приезжал из "медвежьих" уголков. Куда он и возвращался, поскольку принимал на себя обязательство по пятилетней отработке.

Высокая мотивированность учащихся, уважение общества к образованию.
Молодые люди в СССР действительно очень хотели учиться. В советских условиях, когда право частной собственности было серьёзно ограничено, а предпринимательская деятельность практически подавлена (особенно после закрытия артелей при Хрущёве), получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать. Альтернатив было мало: на стахановский ручной труд здоровья хватало далеко не у всех, а для успешной партийной или военной карьеры также нужно было повышать свой уровень образования (безграмотных пролетариев без оглядки набирали лишь в первое десятилетие после революции).

Комментарий Антисемита
.
Разные годА - разное отношение к учебе. То, что написано у Фрица, было действительностью в довоенное и послевоенное время. Когда обязательной школой была семилетка. И даже из начальной школы, в те года, отъявленного хулигана вполне себе могли выгнать.

Сталин был не догматиком, он понимал, что дети разные есть. И что некоторых, в общей школе, лучше не учить.Потому и мотивация на учебу была сильной. И кнут, и пряник.

Еще Сталин бил учителей. Не в прямом смысле, но за абстрактность в учебнике, оторванность школьной теории от жизни. Потому сталинские учебники были довольно-таки простыми и понятными. По ним легче было учиться, чем по советским времен перестройки.

Всё было ничего, да пришел реформатор Хрущев.  Он подарил школе две вещи: обязательное среднее образование и оценка труда учителя через оценки его учеников. Соответственно, надо было всех тянуть до десятого класса. А второгодников и двоечников было "низззя!"... И пошла процентомания, и пошел школьник, который не хотел и не желал учиться. Тем более, учеба никаких привилегий, зримо и грубо, не давала. Инженер получал менее 200 рублей, а бульдозерист, на стройке - 500.


Уважение к труду учителя и преподавателя.

По крайней мере до 1960-х и 1970-х гг., пока в СССР шла ликвидация безграмотности и становление системы всеобщего среднего образования, профессия учителя оставалась одной из самых уважаемых и востребованных в обществе. В учителя шли сравнительно грамотные и способные люди, к тому же мотивированные идеей нести просвещение в массы. Кроме того, это была реальная альтернатива тяжёлой работе в колхозе или на производстве. Аналогичная ситуация была и в высшей школе, где вдобавок во времена Сталина были очень хорошие зарплаты (уже при Хрущёве, однако, зарплаты интеллигенции были снижены до уровня рабочих и даже ниже). Про школу сочиняли песни, снимали фильмы, многие из которых вошли в золотой фонд отечественной культуры.

Комментарий Антисемита
Фриц чушь несет.  Да, Сталин повышал оплату труда преподавателей - от начальной школы до университета. А вот Хрущев - нет. Он вообще почему-то считал, что учителя - это почти бездельники. Летом не работают. Что-то там пишут, говорят, и за это деньги плати?

Единственный год, когда в школе начали неплохо платить - 1987-й. Горбачев расщедрился. А до этого школа оставалась сборищем неудачников. Двадцать лет ждать квартиру. Относительно нищая зарплата, особенно в начальной школе. Нет, учительницей быть жене офицера было вполне себе ничего, особенно если учитель-предметник, в средней школе. Ставка - 18 уроков в неделю, и относительно много свободного времени. На мужа и на детей.

Сравнительно высокий уровень начальной подготовки поступивших в высшие учебные заведения.
Число студентов в РСФСР на излёте советской эпохи было, по крайней мере, в два раза ниже, чем в современной России, а доля молодых людей в населении была выше. Соответственно, при сходной численности населения в РСФСР и в современной РФ, конкурс на каждое место в советских ВУЗах был в два раза выше, чем в современных российских, и в результате контингент там набирался более качественный и способный. Именно с этим обстоятельством в первую очередь связаны жалобы современных преподавателей на резкое падение уровня подготовки абитуриентов и студентов.

Комментарий Антисемита.
Дело не в конкурсе. Я же говорю, учебники, дохрущевской эпохи, были более простым языком написаны, и по существу... Потом появился академик Колмогоров, и, словно вредительства для, написали такие учебники, что жуть. Если, в сталинские времена, ученик мог и один разобраться с учебником, то после - реально требовался человек, чтобы всё это разъяснить. И не абы какой, а очень хорошо подготовленный.

Вот вам такой пример. Учитель химии объяснял про S и Pi орбиты, да не электронов, а электронного облака, в котором он, этот электрон, присутствует одновременно. Во всех местах сразу. А учитель физики что-то лепил, показывая шарик, типа электрон, который как-то движется по проводам... Чтобы понять это, простого чтения учебника ну никак не хватало. Да и учитель должен был быть выше среднего уровня.

Вот, через некоторое время, всё это и привело к проблеме ВУЗов восьмидесятых годов прошлого века: конкурс есть, а отобрать - некого. Плюс процентомания в ВУЗах. Когда отчислять кого-то, особо на старших курсах - ни-ни! К чему это вело, сами понимаете...

Очень качественное высшее техническое образование.
Советская физика, астрономия, география, геология, прикладные технические дисциплины и, разумеется, математика, вне всякого сомнения были на высочайшем мировом уровне. Само за себя говорит огромное число выдающихся открытий и технических изобретений советской эпохи, и весьма внушительно выглядит список всемирно известных советских учёных и изобретателей. Впрочем, и здесь надо сказать отдельное спасибо ещё дореволюционной российской науке и высшей школе, которые послужили прочной основой для всех этих достижений. Но нельзя не признать, что Советскому Союзу удалось — даже несмотря на массовую эмиграцию русских учёных после революции — в полной мере возродить, продолжить и развить на высочайшем уровне отечественную традицию в области технической мысли, естественных и точных наук.

Комментарий Антисемита
.
Так то оно так, да не все так однозначно... Сам я дочь офицера... В позднесоветское время - везде своя мафия. В МАДИ - еврейская, в нефтянке - вроде как азербайджанская. Наукой пускали заниматься не просто перспективных студентов, а, зачастую, только по протекции. Чьих-то сынков и дочерей. Особенно сложно было пробиться в технических дисциплинах. Нет, хороший инженер везде нужен, но попасть на должность, без протекции, было сложновато.

Мафиозными связями и "неформальными" отношениями было пронизано всё, даже та же оборонка. Из-за чего некоторые вещи нельзя было ну никак решить. Например, унифицировать запчасти для тех же танков...

Возвращаясь к техническому образованию - оно тоже было сильно мафиозным. Если у препода есть свои патенты и изобретения - косо смотрит непосредственное руководство. Пишешь статью - давит, чтобы поставить свою подпись, перед подписью истинного автора. Ну и так далее.

Удовлетворение колоссального запроса государства на новые кадры в условиях резкого роста промышленности, армии и науки (благодаря масштабному государственному планированию).
В ходе массовой индустриализации в СССР было создано несколько новых отраслей промышленности и существенно, в разы и десятки раз, увеличен масштаб производства во всех отраслях. Для подобного впечатляющего роста требовалось обучить множество специалистов, способных работать с самой современной техникой. К тому же, надо было восполнять значительные потери кадров в результате революционной эмиграции, гражданской войны, репрессий и Великой Отечественной войны. Советская система образования успешно справилась с подготовкой многих миллионов специалистов по сотням специальностей — благодаря этому были решены важнейшие государственные задачи, связанные с выживанием страны.

Комментарий Антисемита

В общем да, а так нет. Специалиста надо было "заказывать" года за два, как он понадобится. Да и приходил, после ВУЗа, не готовый специалист, а полуфабрикат. Потому так не любили директора получать бывшего студента-выпускника. Спец нужен сейчас, и хороший. А пришлют неизвестно кого, и через полгода.
Разве что в колхоз, по разнарядке партийных органов отправить. А нанять лучше кого-то, по рекомендации. Мафия и неформальные связи - наше все!

Сравнительно высокие стипендии.
Средняя стипендия в позднем СССР составляла 40 рублей, тогда как зарплата инженера составляла 130-150 руб. То есть стипендии достигали порядка 30% от зарплат, что значительно выше, чем в случае с современными стипендиями, которые достаточно велики только у отличников, аспирантов и докторантов.
Комментарий Антисемита

Не всё, в СССР, обстояло так, как про это писали. Дворник получал минимальный оклад - 60 рублей, в позднем СССР - 70. Но норма дворника была такова, что мало кто не работал на две ставки. А иные - на три... Инженер, в СССР, получал 130, если это был выпускник, которого к кульману почти не допускали. Хочешь, не хочешь, а обеспечь мужчине-инженеру минимум 250, если это действительно инженер, женщине - 200. Иначе - будут либо другое место искать, либо - итальянская забастовка...

И только студент получал стипендию, и ничего больше. Если это домашний мальчик или девочка - то это большие деньги. На кино, кафешку и прочее. А вот иногородний, на стипендию, без помощи семьи, выжить никак не мог.

Развитое и бесплатное внешкольное образование.
В СССР действовали тысячи дворцов и домов пионеров, станций юных техников, юных туристов и юных натуралистов, множество других кружков. В отличие от большинства сегодняшних кружков, секций и факультативов, советское внешкольное образование было бесплатным.
Комментарий Антисемита
.
Что да, то да. Но и тут - блат! Без блата, в некоторые секции - ну никак!

Лучшая в мире система спортивного образования.
Советский Союз с самого начала уделял огромное внимание развитию физкультуры и спорта. Если в Российской империи спортивное образование только зарождалось, то в Советском Союзе оно вышло на передовые позиции в мире. Успех советской спортивной системы хорошо виден по результатам на Олимпийских играх: советская сборная постоянно занимала первое или второе место на каждой Олимпиаде начиная с 1952 года, когда СССР начал участвовать в международном олимпийском движении.
Комментарий Антисемита.
Про что не знаю, про то врать не буду. Но что призывник, в армию, приходил мало годный, с точки зрения физических нагрузок - то факт.
Tags: #воспитание, демшиза
Subscribe
promo antisemit_ru february 24, 2016 22:04 31
Buy for 10 tokens
Мой отец родился на изломе времен, в самом конце тысяча девятьсот восемнадцатого года. Он был последним ребенком в большой крестьянской семье моего деда и его седьмым сыном. Сразу скажу - жили они тогда за Уралом, в достаточно давно освоенных русскими людьми сибирских землях. Чуть позднее те земли…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments