antisemit_ru (antisemit_ru) wrote,
antisemit_ru
antisemit_ru

Category:

Шпыркович Николай Анатольевич: Триста спартанцев и 89 "Фердинандов"...

От Антисемита: Я впервые прочел этот материал у Николая Анатольевича уже почти три года тому назад... А сегодня я хочу его воспроизвести у себя в ЖЖ...
http://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2016/02/post-2432425-0-35582400-1418958145.jpg
На снимке рекомый "Фердинанд" в степях Украины...

Триста спартанцев и 89 "Фердинандов".

     Я не профессиональный историк, мои познания в истории - на уровне любителя. Я не могу, разбуженным ночью, с точностью сказать, в какой части, и на каком участке фронта в период, скажем, с 12.07. 1943 по 24.08 1943 находилось N таких-то танков или самоходок вермахта под управлением ... и т.д. Я тем более не инженер и эта статья не о достоинствах и недостатках тех или иных бронированных машин. Скорее она - о психологии и о навязанных (и охотно принимаемых нами) штампах.
       В советский период, при изучении Курской битвы при рассмотрении противостояния двух мощных группировок в числе прочих подавался следующий момент: вермахт к началу битвы получил на вооружение тяжелые танки "Тигр" и "Пантера", а также тяжелые самоходные орудия "Фердинанд". Они обладали мощной броней, мощной артиллерией и являлись грозным противником для наших войск, особенно танков и причинили им массу серьезных неприятностей. Тем не менее, общий итог сражения остался за нами, как и всей войны в целом.
       Во время войны (что и неудивительно - нельзя превозносить противника или его оружие, это закон пропаганды любой армии), достаточно быстро был сделан ш т а м п: новые танки немцев - плохие. Неповоротливые. Тяжелые. Узкие гусеницы. Вязнут в грязи. Стреляют медленно. И башня медленно поворачивается. И сталь у них плохая, хоть и толстая - наши снаряды их раскалывают, как орехи. Ну и прочее - лишь бы хоть как-то избавить от страха перед противником своих солдат (точно так же писали о наших танках немцы). После войны этот ш т а м п держался достаточно долго - во многом благодаря кино и художественной литературке ( напечатал, "к" вставилось по ошибке, думал исправить, присмотрелся - не, как раз правильно получилось), где "тигры" подбивались "на ура" десятками и сотнями и чуть ли не "лимонками". Вот только те, кто в реальности встречался с "Тиграми" и "Пантерами" на поле боя - имели о недостатках немецких танков несколько другое мнение, и писали о них гораздо сдержаннее, отдавая должное достоинствам (которые, как всегда - продолжение недостатков и наоборот). Нашим солдатам в степи особенно помогала "болотонепроходимость" "тигров". Так и вязли там их узкие гусеницы....Ну, или о том, как "тигр" "крестит" своей неповоротливой пушкой почитайте.... Постепенно начало приходить трезвое осознание того, что эта новая немецкая бронетехника была вполне себе приличным оружием, по многим параметрам - превосходящим наше. И совершенно открыто начало об этом писаться. Ну, и нормально - тем славнее наша победа...
      ...И тут открылись "завесы великой бездны", то бишь архивы и бронетехнику стали считать на зависть всем козлятам из мультфильма. И появились статьи, в которых встречались фразы типа: " ...в воспоминаниях наших ветеранов можно встретить многочисленные упоминания о схватках (и хорошо, если это слово стоит не в кавычках - "схватках"!) и сражениях во время войны с немецкими самоходными установками "Фердинанд". Между тем, в операции "Цитадель" принимало участие всего 45 САУ этого типа в 653 дивизионе и 44 - в 654 дивизионе 656 полка истребителей танков...". 89 всего, стало быть. Ну, и еще стало можно узнать, что в июле-августе "... было потеряно только 39 машин, многие из которых были подожжены своими экипажами...", что в конце августа 654 дивизион был "..переведен во Францию", что "... за время боев 656 полк уничтожил 582 советских танка, 344 противотанковых пушки, 133 других орудия, 103 противотанковых ружья, 3 самолета, 3 бронеавтомобиля и 3 САУ - до 5 ноября 1943 года". Это значит, одним дивизионом, да еще который потери понес, почти все это наворотили. По последней фразе: слова "... по справке, поданной в Главное командование сухопутных войск..." - добавят уже далеко не все, ну а то, что перед переводом во Францию все свои САУ 654 дивизион оставил в полку - можно и вообще не говорить... Про потери, которые нанесли немцы нам - я говорить не буду, ясное дело, все, что написали немцы - правда, только правда и ничего, кроме правды. И наши потери были 1:12, и конечно они убили 60 миллионов солдат с нашей стороны, а 180 миллионов ранили, потому что на каждого убитого приходится 3 раненых - это все знают, а немецкие сводки точные, они врать не будут, с чего бы им.
      Но вот другое интересно. Эту вот фразу - о том, что "Фердинандов" на Курской дуге было м а л о - лично я стал слышать все чаще и чаще, причем от людей, имеющих весьма смутное представление, где же находится та самая Курская дуга. Чуть ли не гопник из подворотни и то может выдать: "Наши-то, мля, рассказывают, мля, что "Фердинанды" там палили, мля... а их там было сто штук всего, мля...". Ну, а более-менее "образованный" человек - это наверняка знает. И "знает" он именно про "Фердинанды". Когда же я ради любопытства спросил такого человека на работе: а сколько на Курской дуге было "Мардеров" или "Хуммелей" - он на меня посмотрел непонимающе. А "Бруммбаров" и "Веспе"? - да ты о чем, вообще?
       Штамп - это то, что в ы г о в а р и в а е т с я сразу, без размышлений, не задумываясь о смысле сказанного и других вещах, связанных с темой разговора. Можно констатировать: сейчас, за довольно короткое время родился и достаточно прочно укоренился очередной ш т а м п "про самоходки - "Фердинанды". Основные его положения:
      1.- "Фердинандов" было мало, но и этим "мало" они "уничтожили" у нас - ого-го!
      2.-"подбили" их совсем мало
      3. - их вывели сразу после Курской битвы в Европу
      4.- а никаких других самоходок (Ну, "я" их не знаю. А разве "я" малограмотный? "Я" про "Фердинанды" знаю, а раз "я" про другие не слышал, то - ) - у немцев не было за всю войну.
      И, стало быть, наконец
      5.- ветераны заведомо врут, когда пишут, что часто (п.1,4) дрались с самоходками, тем более "Фердинандами"(п.1) и подбивали их (п.2) ( и "до" Курской дуги (п.4), и "после"(п.1,2,3,4)). Да и то - только "подбивали". Если несколько "Фердинандов" и было уничтожено на Курской дуге - так это немцы их сами сожгли.
      Приблизительно так. Пункт 5 - очень часто не озвучивается, но в подсознании утверждается довольно крепко, особенно если "знаешь" первых четыре. А если его подкреплять параллельными штампами... И отсюда уж рукой подать до
      6. -ветераны вообще все врут про войну.( А уж отсюда - куда угодно. "Далее везде".)
      Я начну, извините, не по порядку - с п.2. Это вообще, довольно закономерно: как немцы у нас - так сразу "уничтожили". По справке. Тут мы немцам сразу верим. Вот когда у них - тут по той же справке выясняется, что "только" "подбили". А немцы потом вытащили и восстановили (когда наши вытаскивают и восстанавливают - это несчитово! У немцев есть справка, что "уничтожили"!). Но ведь отсюда интересное следствие: и что теоретически мешало о д н о м у и т о м у ж е артиллерийскому расчету за два дня т р и раза подбить "Фердинанд"? О д и н и т от ж е "Фердинанд"? Первый раз, к примеру, перебили у него гусеницу, зафиксировали попадание, самоходка крутнулась на месте, ее стало не видно, из-за особенностей рельефа огонь по ней стал невозможен, за полчаса экипаж сам заменил трак - и снова пошел в бой. На этот раз удачным выстрелом выбило каток, попадание снова зафиксировано - и на этот раз "Фердинанд" стал колом, после чего его из боя вытащили ремонтным тягачом. Наступление в этот день захлебнулось, но за ночь каток заменили, и на другой день "Фердинанд" вновь попер на позиции того же расчета. Снова перебили гусеницу - может немцы и в этот раз бы его починили и дали расчету и "четвертую" самоходку подбить, но в связи с начавшимся нашим контрнаступлением пришлось в спешке бежать, а перед бегством - самим поджечь самоходку. Вот и получается - у нас совершенно честно доложили, что подбили три самоходки. Все три - "Фердинанды". Последнюю - сожгли (немцы, надо полагать, не спешили кричать расчету: "Эй, Иван, больше нихт шиссен, мы сейчас сами подпалим!"). И у немцев - честно: за два дня потеряна одна машина, которую с ж е г п р и о тс т у п л е н и и сам экипаж. А русские, стало быть, наврали, про три штуки. Там и был - то всего один... Расчет "соврал"? Его подвиг стал меньше?
      Ну, а насчет "подбили-уничтожили"... Вообще-то это такие прописные истины, что их стыдно разжевывать, но нам столько раз не забывают повторить, что "только подбили, а потом вытащили и восстановили", что не грех повториться и нам - в свою очередь. Война - не игра в оловянные солдатики, где " ... а вот этот зацепился и не упал, он не убитый...". "Подбили" - это значит, что танк или самоходка перестали выполнять боевую задачу, в ряде случаев - на все 100%. Часто от этого зависит успех всей операции, а от операции - сражения, а из сражений складываются войны. Даже такое: подбили - значит, тратили запчасти, горючее, впустую расходовали боеприпасы - стреляя наугад, стараясь отбиться от противника. Глядишь - пока трак меняли, шальной пулей убило члена экипажа, уже надо пополнение. А очень повезет - при эвакуации танка с поля боя убило очень грамотного ремонтника Ганса и его пришлось заменять не очень грамотным Фрицем. А этот неграмотный Фриц танки ремонтирует в два раза медленнее, да еще вдобавок чего-нибудь напортачит в командирском танке - и тот заглохнет в решающий момент важного сражения, прямо под огнем противника чем и оставит полк без командования... Именно из таких "мелочей" и складывается победа...Ну, и чтобы закончить - 39 машин "потеряно" за неполных два месяца - это 43 с хвостиком процентов, считать достаточно удобно. И "не рассказывайте мине майзы": "потеряно" - значит, воспользоваться этим нельзя, без разницы - "Фердинанд" сжег сам экипаж, наш танк или он был захвачен в плен. У немцев этих машин НЕ СТАЛО - классных, хороших, добротных машин, в которые было вложено 65,2 тонны стали и всяких других полезных материалов и фиг знает сколько человеко-часов квалифицированного труда. А "Фердинанд" - штука серьезная, броня лба корпуса - 200 мм, борта и кормы - 80, и раз т а к и х машин было уничтожено за неполных д в а месяца43%, значит менее защищенных - еще больше. ( Но конечно, мы все равно Курскую битву проиграли, и немцы сохранили при этом все свои танки, попалив при этом под Прохоровкой все наши. Отступили чисто "по приколу".)
      Про пункт 3. 653 дивизион покинул передний край 16 декабря 1943 г и был направлен в Австрию. А уже с апреля 1944 года 653 дивизион в составе двух рот был направлен на Восточный фронт - район Тернополя. То есть наши солдаты не могли их встретить на фронте после их появления там в первый раз только ч е т ы ре, максимум - ч е т ы р е с п о л о в и н о й месяца. А с апреля 1944 и до самого конца войны - была, была у наших солдат жутко неприятная возможность встретиться с этими "зверями" - к этому времени они уже носили имя "Элефант" - ("Слон"). (Это кстати, тоже надо помнить - а то ведь могут сказать и такое, что, мол, никаких "Фердинандов" у немцев к тому времени вообще не осталось. И опять таки - одну и ту же машину можно было "подбивать" много раз - совершенно честно. Ясно, что и приписки были - ну так на какой войне без них?)
       Ну, и наконец, пункты 1 и 4. Кстати - и про 300 спартанцев. И спартанцев было не триста, и помогало им - несколько тысяч воинов из других полисов Греции, а вот поди ж ты - так и повелось: триста спартанцев задержали всю армию Ксеркса. И повторяют, и фильмы снимают...
      Вот и у нас - 89 гордых "Фердинандов" побили всю Красную Армию...
       А какие самоходки все-таки были у немцев?
      Материалы, приведенные ниже взяты из книги "Энциклопедия бронетехники- гусеничные боевые машины", Г.Л. Холявский, 2001 г., изд. Харвест. Число выпущенных самоходок - естественно, за все время, что их выпускали.
      --"Панцер ягер -1". Создан на базе танка Pz-I. Кстати - к вопросу, что этот танк был совсем-совсем слабеньким, ну - никакущим, вооружен пулеметами и ни на что немцам не годился: "...Немецкие инженеры очень быстро нашли применение вышедшим из строя шасси (Pz-I)...в качестве вооружения была выбрана обладавшая превосходными баллистическими характеристиками чешская 47 мм пушка со стволом длиной 43 калибра (начальная скорость снаряда- 775 м/с...)...Часть машин поступила и на Восточный фронт, всего изготовлены 202 самоходки...."
      --75 -мм противотанковая самоходная пушка "МардерII" "...В 1942-1943 САУ "Мардер-II" с 75 мм пушкой Pak- 40 были основным вооружением противотанковых дивизионов..., использовались в основном на Восточном фронте... Всего выпущена 651...установка"
      --75 мм противотанковая самоходная пушка "Мардер-III" "...всего выпущено 1249 машин..., еще 338 было переоборудовано из поврежденных танков при капитальном ремонте... участвовали практически на всех фронтах второй мировой войны..."
      --76,2 мм противотанковая самоходная пушка "Мардер-II". "... за щитом разместили отличавшуюся отменной бронепробиваемостью трофейную советскую пушку Ф-22, калибра 76,2 мм.... Это превосходное орудие пробивало броню средних танков Т-34. и даже тяжелых КВ... первые 150 машин были готовы к 12 мая 1942 года..., следующие 60 самоходок были построены на базе огнеметных танков "Фламмпанцер-II"...., использовались, главным образом на Восточном фронте.
      --76,2 мм противотанковая самоходная пушка "Мардер-III". Тоже на базе "хреновых" чешских танков PzKpfw 38 (t). Наверное, и в самом деле плохие танки - пушка зато все та же, хорошая, Ф-22, а с хорошей пушкой можно и в засаде постоять - дождаться, когда на тебя "непробиваемые" Т-34 пойдут...- "...всего в 1942 году было изготовлено 344 самоходки..., основная масса этих САУ-истребителей танков была направлена на Восточный фронт..."
      --75 мм самоходное штурмовое орудие StuG - III "... с февраля 1940 по апрель 1945 заводы...выпустили более 10500 штурмовых орудий StuG - III и штурмовых гаубиц StuH - 42...., именно штурмовые орудия в наибольшей степени оказались способными бороться с советскими танками. Используя низкий силуэт, хорошее бронирование и малошумный ход своих боевых машин, немецкие самоходчики нередко подбирались к ним (советским танкам) практически вплотную и одним-двумя выстрелами с предельно короткой дистанции подбивали их..."
      --88-мм противотанковая самоходная пушка "Насхорн" - ("Носорог")"...всего в 1943 -1945 годах немецкая промышленность выпустила 494 машины этого типа". Большинство попало, естественно - на Восточный фронт.
      --105 мм самоходная гаубица "Веспе" "... всего из стен завода FAMO вышли 683 самоходки..., заработала себе прекрасную репутацию... Боевое крещение они получили на Курской дуге."
      --128-мм противотанковая самоходная артиллерийская установка "...в 1943 году небольшое количество 128-мм самоходных пушек использовалось в тяжелых истребительно-противотанковых частях вермахта на восточном фронте. Впоследствии... заменены истребителями танков "Ягдтигр"
      --150- мм самоходная гаубица StuG 33B " ...24 машины. Все были отправлены в Сталинград. ...16 самоходок были уничтожены в ходе ожесточенных боев"
      --150-мм самоходная гаубица "Бизон" "372 машины..., применялись на всех фронтах до конца войны"
      --150- мм самоходная гаубица "Бруммбар" ("Гризли") "...первые самоходные гаубицы "Бруммбар" получил 216 батальон штурмовых танков, действовавший на Восточном фронте. В ходе боев на Курской дуге 17 машин было уничтожено. Всего было построено 341 САУ..."
      --150мм самоходная гаубица "Хуммель" ("Шмель") "...666 единиц...,чрезвычайно мощное и эффективное оружие... первые САУ появились в войсках в мае 1943 года, а боевое крещение получили летом того же года под Курском....".
       И это т о л ь к о немецкое, т о л ь к о то, что было выпущено до Курской битвы и я даже не рассматриваю то, что было скажем, только в Африке - скажем "Штурмпанцер-II" (их, справедливости ради, и было только 12 штук) и всякую хрень-экзотику типа "Карла" и siG 33. Так что можно было повстречаться с самоходками - с первых же дней войны.
      А можно упомянуть и 300 французских трофейных тягачей "Лоррен -37 L" - немцы их переделывали в самые разные САУ - и 75 мм противотанковые и 105 и 150 мм гаубицы.
      И танки "Рено R35" - 800 штук - "...В САУ переделано 200 штук - вооружены 47 мм. чешской противотанковой пушкой" .
       И танки"Сомуа -S 35" - 300 штук.
      И В1 bis -160 штук "...18 машин были переоборудованы в САУ со 105-мм гаубицей"
      И "Гочкис" - 600 штук. Ну, эти немцы, правда, напрямую больше, как танки использовали. Хотя 96 переделали в САУ
      И 50 танков FCM - "... 48 машин переделали в САУ - 24 - с 75 мм противотанковой пушкой Pak-40, остальные со 105 мм гаубицей...." и были другие тягачи - и французские и английские - и их тоже переделывали в САУ.
       А после Курской битвы были "Ягдпантера" и "Ягдтигр",75 мм истребитель танков IV и IV- 70, и великолепный "Хетцер" ("Охотник") тиражом всего то 2584 экземпляра, на базе все того же наихреновейшего чешского танка...
       ... И гордых одиноких 89 "Фердинандов"...
      И вот представьте себе двадцатилетнего наводчика танка, пытающегося разглядеть что-то в узкую смотровую щель или заряжающего артиллерийского расчета, который вообще не смотрит, куда и по чему конкретно его орудие стреляет. Откуда он знает, что там его хочет убить в километре от него? Что он видит в пороховом дыму, столбах земли от разрывов снарядов, ошалев от грохота, и переступая через тела убитых товарищей. И сам раненый, к тому же? После боя командир может, скажет: "Мы по самоходке стреляли..." Какой? - а хрен его знает..., может и по "Фердинанду", вроде, говорили, есть такие у немцев. Может, и вообще ничего про "Фердинанды" не скажет, только про самоходку! - а ушлый корреспондент из "Красной звезды" состряпает статейку: "Фердинанды" горят!" - потому как больше никаких других марок самоходок он тоже не знает, а эта - на слуху. И попадет эта газета к тому наводчику и будет он свято уверен до конца жизни, что это они "Фердинанд" в том бою подбили - вон, и газета у меня сохранилась фронтовая, про бой этот, а то, что сожгли они тогда не "Фердинанд" а "только" "Хуммель" или переделанный в САУ трофейный "Лоррен" - и не узнает никогда...
      ..А потом -в Белоруссии и Прибалтике, в Польше и Германии - он тоже "должен" знать - что у немцев "Фердинандов" было только 89. Гитлер, ясное дело, как только 16 декабря их вывел - сразу об этом всей Красной Армии сообщил: нету, мол, на Восточном фронте теперь "Фердей", и не ищите, и не пишите, что с ними дрались. А как назад вернутся - вот мамой клянусь, зуб даю - они только под Тернополем будут.
      ... Так что когда он "завалит" "Нассхорна" и скажет, что сжег "Фердинанда" - все должны с презрением ему сказать: "Тю, дурашка, какой "Фердинанд"... Они ж все под Тернополем... А это ж типичный "Нассхорн".
      Предлагаю читателям самим попробовать отличить "Фердинанда" ...ну, хотя бы от "Хуммеля" или "Мардер II" - особенно при условии, что отличить их надо с расстояния в километр и что эта тварь по вам стреляет - достаточно, кстати, метко, а сама все время прячется за каким-нибудь домом, выезжая только для того, чтобы выпустить по вам очередной снаряд. И она не одна...
      Так что я не буду рассматривать здесь пункты 5 и 6 - мне, например с ними все достаточно ясно. Думайте сами - кому и зачем нужен этот ш т а м п.
      И что характерно - по отношению к нам все работает совершенно в противоположном направлении: о подвиге 28 панфиловцев все помнят, но теперь все точно знают, что там было несколько дивизий, которые и подбили приличное количество немецких танков. А 28 - там ни при чем совсем. Наверное - это справедливо: помнить, что Победу делают не одиночки (хотя это не умаляет героизм одиночек). Но тогда следует и помнить и другое: мы выиграли войну не у 89 одиноких "Фердинандов"-спартанцев, а у мощной, хорошо вооруженной армии. Которая с первых и до последних дней войны отчаянно воевала с нами - в том числе и на самоходках самых различных типов. И этих самоходок у нее, к сожалению, было достаточно дохрена. И не пытайтесь ухмыляться при рассказе ветерана о подбитых "Фердинандах". А если такой весельчак появится - спросите, как легко отличить "Нассхорн" от "Фердинанда". А не ответит - пошлите "знатока" подальше.
https://topwar.ru/uploads/posts/2012-09/1348112820_samokhodnoe_orudye_nashorn_okhotnyk_za_tankamy-54.jpg
А это, кстати, "Насхорн"....
Tags: #Политота
Subscribe

promo antisemit_ru february 24, 2016 22:04 31
Buy for 10 tokens
Мой отец родился на изломе времен, в самом конце тысяча девятьсот восемнадцатого года. Он был последним ребенком в большой крестьянской семье моего деда и его седьмым сыном. Сразу скажу - жили они тогда за Уралом, в достаточно давно освоенных русскими людьми сибирских землях. Чуть позднее те земли…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment