
Народ кидается в меня вопросами и постит, в личку, картинки с очередями, мол - это "коммунистический рай"? Так что придется, отложив экономическую теорию на энное время, рассказать больше про марксово видение коммунистического счастья. Ну и до кучи, рассказать, возможно ли оно было, на земле нашей грешной.
Начну с того, что рай, по мысли Маркса, начинается со школы и образования.
Помолясь коммунистическому богу, мы и начнем этот рай описывать...
Итак, школа. Ни Маркс, ни Энгельс не говорили про школу чего-то конкретного. Кроме того, что современную им школьную практику и методики обучения - они отрицали полностью.
И у них были все основания. Поскольку в Англии, в которой Маркс и жил, сочиняя "Капитал", была распространена практика телесных наказаний. И многими видными английскими педагогами, такая практика, считалась обоснованной и безусловно необходимой. И да - не только в школах для рабочих, но и в престижных учебных заведениях, для сыновей лордов.
Били не только за "фулюганство", но и за недостаточную успеваемость. А потом мы удивляемся, почему английские лорды были такими жестокими, особенно - в колониях.
Так что коммунистическая школа будет другая, писали классики. Без унижения растущей личности ребенка, без отупляющей зубрежки и всяких прочих привычных школных атрибутов. Например, без классных журналов и без цифровых оценок, за которые, если совсем уж плохие, и дома учеников бьют.
Еще это будет школа равных возможностей, открытая для всех и всем дающая одинаково качественное образование. Ну, так они реагировали на сословные ограничения, которые и начинались в школе. Когда один тип школы - для господ, другой - для рабочих.
Соответственно, длительное обучение для всех. Много лет учиться надо! Но - не только учиться. Классики поддержали идею, которой тогда бредила так называемая прогрессивная педагогика: соединение обучения с производительным (читай - с оплатой, за деньги) трудом. Провозвестником этой идеи был Роберт Оуэн, который вроде как доказал, на своем опыте, что дети лучше учатся, когда они еще и работают. Чем если просто учатся. И лучше работают, если они при этом еще и учатся.
Правда, опыт Оуэна был недостаточно академическим, и недостаточно научным, даже для АПН СССР. Но Маркс и Энгельс об этом не знали...
На выходе, из школы, мы должны были получить развитую личность. В культурном плане, раз. Готовую к сложному индустриальному труду, два. А, еще и физически развитую. Правда, про это больше Энгельс писал. Но не столько про упражнения физические, сколько военные... Да, да, в школе! Скажу только, что тогда подготовленному солдату надо было знать рукопашный бой с ружьем со штыком, ну и бег. В общем-то нехитрая премудрость, которой вполне можно учить старшеклассников.
А после обучения люди - все и без исключения - идут работать.Туда, где они могут принести обществу максимальную пользу. Исходя из раскрытых, во время обучения, талантов и - что тоже важно - личных желаний.
Работа будет вовсе не такая, как при прОклятом капитализме. Человек будет работать не за еду, а потому, что обществу это нужно. При этом работать человек будет с огоньком, с творчеством. И очень сильно стараться. Чтобы никто не сказал, что он лентяй, жопоручник и бездельник.
А чтобы труд был интересным, будет много механизмов, исключающих простое "бери больше - кидай дольше". Но это еще не всё. Отработав полдня или больше на производстве, человек идет работать дальше. Он пишет стихи, книги, рисует, танцует на сцене...
Я не шучу, и не глумлюсь - тоже. Вторая половина дня высвобождена, согласно воззрениям классиков, для творческой самодеятельности личности. Которая что-то изобретает, исследует, изучает. Активно самовыражается в творчества. И, конечно, не в ущерб обязательному труду на производстве, в первой половине дня!
Наконец, быт. В быту нет тяжелого, изматывающего домашнего труда. Которым больше закрепощены женщины... Готовить, стирать и всё прочее будут большие, автоматизированные и механизированные производства.
Нет домашнего воспитания детей. Это тоже труд, и труд квалифицированный. Потому детям - путь в особые общественные заведения. Сразу, как организм ребенка это позволит. Нет, маленьких детей вскармливает сама женщина. А как детеныш подрастет - отдать его на круглые сутки! Чтобы не закрепощал женскую часть граждан коммунизма...
Да, соответственно, нет и семьи. Старой, буржуазной. Главное, по мысли классиков - любовь, а кто, кого и с кем
Но молодой Маркс, тот иногда задвигал! Почти невероятное, для пуританского сталинского СССР. А вы думаете, теория "стакана воды" на ровном месте появилась?
А Маркс умудренный жизнью, да и Энгельс, после него, старались конкретное описание "коммунистического рая", не давать. Поскольку, как они говорили, никто будущего знать не может...
ЗЫ: я чувствую, писать мне и писать еще про Маркса... Так что до Ленина я еще не скоро доберусь...
Да, а возможен ли был "коммунистический рай" в духе раннего Маркса, думаю, вы и сами уже ответите...
Journal information