antisemit_ru (antisemit_ru) wrote,
antisemit_ru
antisemit_ru

Categories:

Европейский социализм в конце XIX - и в первой половине XX веков.

В качестве продолжения серии постов про марксизм...
https://www.rotfront.su/wp-content/uploads/2014/09/20140930_rabdvij2.gif

Представим себе, на минуточку, Германию в самом конце XIX века. Динамически развивающаяся промышленность вытянула бОльшую часть немецкого рабочего класса из нищеты. В стране царят мир и спокойствие.Немецкие солдаты объединенной Пруссией в единое государство Германии не участвуют в войнах, даже колониальных.

Да, колонии в Германии - есть. В Африке. И есть ёмкие рынки сбыта. Хитромудрые британцы, которые ранее заставили клеймить все немецкие товары надписью "Made in Germany", и не предполагали, что к концу XIX века это станет какбе символом высокого качества.

Вся Европа с охотой покупает промышленные немецкие товары, немецкую сталь, немецкие станки. В том числе - и бывшая "мастерская мира", Англия. А всё потому, что немецкий рабочий - квалифицированнее, умнее, образованее кого-либо в мире, на тот момент. Потому и немецкий товар - доброкачественнее, надежнее, чем французский или британский.

А для образованного немецкого рабочего, году так в 1895, естественно быть социалистом. Так или иначе участвовать в рабочем движении, профсоюзах, читать социалистическую литературу. Более того, с 1890 года, когда отменили "исключительный закон", быть видным социалистом не только почетно, но и где-то даже выгодно.

Германская социал-демократия переболела лассальянством и превратилась в единую, мощную политическую силу. Которая стояла на позициях догматического марксизма. Да, появился догматический марксизм, какбе "православный", и недогматический. Который стал известен под кличкой "ревизионизм". Вот сейчас я и расскажу, простенько так, в чем их отличия.

"Догматики" делали упор на классовой борьбе и на ее верхней форме - социальной революции. Которая, де, когда-то произойдет. Неизбежно, как рассвет. Но к революции надо готовиться, во-первых, участвуя во всех формах борьбы рабочих за улучшение всех сторон их жизни: экономической, культурной и политической - тоже. Во-вторых, посредством пропаганды, набирать массу своих сторонников. Пропаганда, просвещение неграмотных рабочих масс и так далее.

И, если сторонники социал-демократии, в отдельно взятом немецком государстве, получат подавляющий перевес, то возможен, почему бы и нет, мирный переход к будущему бесклассовому строю. Используя при этом механизмы буржуазного государства.

"Ревизионисты" же полагали, что теория Маркса устарела. Дескать, условия, к концу XIX века кардинально изменились. И что пора отойти от идеи борьбы классов и перейти к идее классового сотрудничества.

"Догматиков" возглавлял Карл Каутский, а "ревизионщиков" - Эдуард Бернштейн. В чем они сходились - так это в том, что главный упор сегодня (в конце XIX века), в развитых и просвещенных европейских странах надо делать на легальные формы борьбы. Что абсолютно устраивало правящую немецкую верхушку и германского императора, лично.

Многие недоумки, сегодня, не понимают, что Германия тогда была наиболее культурной и образованной европейской страной. И что те же Англия и Франция, во многих вопросах, сильно запаздывали за немцами. Но и в Англии появилась, к самому концу XIX века, своя рабочая социал-демократическая партия. Лейбористы.

Англичане, вообще, оказались чуть умнее немцев. Они разделили рабочее движение на две параллельные структуры - политическую (лейбористы) и экономическую (конгресс трейд-юнионов, иначе общенациональное профсоюзное объединение). И более целями и задачами рабочей партии, основными формами борьбы, не заморачивались. Профсоюзы - бастуют, лейбористы - речи в парламенте толкают.

А Франция, дружно в ногу с немецкими социалистами, шла одновременно в две разные стороны. Там всегда политических партий было множество.

Собственно говоря, до Великой Войны, более ничего не происходило. Социал-демократия, в Европе, стала мощным общественным движением, с двумя центрами силы. Которые, тем не менее, оба были марксистскими и его философию, политэкономию, да и теорию научного коммунизма - поддерживали. Разница у них была в политической теории - в целях, задачах и средствах борьбы рабочего класса за свои права.

Немножко расскажу о том, что случилось с европейскими социалистами в период между войнами. По пунктам.

1). Из России была впрыснута бацилла коммунизма. Ленинского. Которая массовое социал-демократическое движение явно расколола. На собственно социалистов и на коммунистов.

2) Про ленинский коммунизм - в отдельном посту. А европейский социализм начал ветвиться, почковаться и размножаться.

3). Влиятельное ответвление - "теория социального партнерства". В основе - бернштейнианство. Полностью отрицают классовую борьбу и говорят, что настало время классам сотрудничать. Рабочие повышают производительность труда, сознательно работают и платят налоги, а класс предпринимателей (эксплуататорами их называть неполиткорректно) создает новые рабочие места, повышает заработную плату, ну и так далее. Вершина - "шведский социализм"

Уже в шестидесятые годы прошлого столетия от этой теории отпочковались "теория постиндустриального общества" а позднее - "теория информационного общества". Я не буду ничего в этом посту критиковать. Скажу только, что эти теории подпортили немало крови труЪ - марксистам. Но проверку жизнью - не прошли.

4) "национальные варианты" марксизма. Их было несколько. И сводились они к тому, что культурная, образовательная и национально-патриотическая общность ( only у некоторых народов) гораздо сильнее, чем классовые различия. И потому национальный предприниматель и национальный рабочий могут найти общую платформу, где их интересы соприкасаются. Короче, никаких классовых противоречий, никакой борьбы, а только сотрудничество. Короче, "Слава нациi - героям слава"! Сразу скажу, что это идеология фашизма и национал-социализма, густо пропитанная национальной нетерпимостью, и чувством нацистского превосходтва.

Да, крайнее выражение такого вот псевдосоциализма - это Германия Адольфа Гитлера. Которая имела большой социальный пакет для трудящихся и многие другие экономические плюсики для немецкого народа. В том числе - за счет прямого ограбления других народов.

5) Наконец, "классический социализм". Как дикая эклектика из марксизма и ревизионизма. Нет социальной революции, нет вооруженным и нелегальным формам борьбы. Да - классовому сотрудничеству. "Классический социализм" - это партия француза Олланда, а до этого - Миттерана. Человека, который "уничтожил коммунизм во Франции".

И да, проверку жизнью ни французский социализм, ни британский лейборизм - не прошли. На сегодня большинство партий, претендующих на то, что они будто бы "рабочие" - суть буржуазные политические партии.

Добиться значительного улучшения экономического положения в своих странах, индустриального роста и всех прочих благ, социалистам никогда не удавалось. Разве что во Франции, в 1936 году, во времена "Народного Фронта".

На сегодня, в год столетия Великой Октябрьской революции, мы наблюдаем полный крах "классического социализма".
Tags: Марксизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo antisemit_ru february 24, 2016 22:04 31
Buy for 10 tokens
Мой отец родился на изломе времен, в самом конце тысяча девятьсот восемнадцатого года. Он был последним ребенком в большой крестьянской семье моего деда и его седьмым сыном. Сразу скажу - жили они тогда за Уралом, в достаточно давно освоенных русскими людьми сибирских землях. Чуть позднее те земли…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments

Recent Posts from This Journal