antisemit_ru (antisemit_ru) wrote,
antisemit_ru
antisemit_ru

Category:

Ленин как теоретик марксизма.

http://www.unplaces.ru/Pictures/Foreign/USA/0126_LeninLA/LeninLA_Big_Add_01.jpgПочему-то мне особо трудно было заставить себя писать про Ленина. Но поскольку я обещал подрастающему поколению рассказать про марксизм и про то, как он в СССР исторически изменялся, то помолясь Богу, приступим...

Бисмилляхи-ррахман-иррахим! Во имя Аллаха Всемилостивейшего и Всеблагого, я приступаю к дозволенным речам...

И начну я с того, что попервоначалу будущий Ленин никаким марксистом не был. Тут ваще такая бяка вырисовывается. Когда он учился в гимназии, он ваще был членом религиозного православного общества преподобного Сергия Радонежского. Обычный пацан-ботаник, лет так до шестнадцати, который про устройство нашей Вселенной сильно как-то не задумывался...

Директор гимназии, в которой учился будущий вождь мирового пролетариата, вообще дал ему немыслимую, в свете его последующей деятельности, характеристику:
Ко времени окончания гимназии в 1887 году у Ленина не было «определённых» политических убеждений. Ничто в начале его биографии не изобличало в нём будущего революционера; напротив — многое свидетельствовало о том, что Ленин пойдёт по стопам отца и сделает заметную служебную карьеру.
Еще хуже что и после он - не марксист. Всем известно, что Ленина, за революционную бучу среди студентов, погнали из университета. Ну так вот, тогда студент Ульянов был народником и исповедовал, с точки зрения марксизма, абсолютно ненаучные и полностью утопические взгляды. Как и у всех других аколитов "Народной воли".

К марксизму Ленин шел трудно и долго. Можно даже сказать, что социал-демократом, окончательно, он стал году так в 1894. Немножко остановлюсь на этом. Довольно-таки много российских революционеров считало главным актором будущей социальной революции, в России, крестьянство. Как класс наиболее эксплуатируемый и наиболее многочисленный, среди российского направления. Находилось немало аргументов для такой позиции.

Например, такой. Российская действительность, того времени, прямо-таки кишела сообщениями о крестьянских бунтах. То в одном селе, то в другом. Если не явный бунт, то порча сельхозинвентаря барина, увод скота и прочие кражи, а то и просто поджоги. Полей и даже помещичьей усадьбы. С отменой крепостного права ничего, в этом смысле, толком не изменилось.

Так что, для многих было очевидно: это крестьянство - революционный класс, а не промышленные рабочие. Тех было мало, и они не проявляли так явно свою бунтарскость...

К этому добавлю другой малоизвестный факт. Семья Ульяновых пыталась заняться сельхозпроизводством, и Владимиру Ильичу была оказана честь его возглавить.В селе Алакаевка... Закончилось это прогнозируемо.

Но вот, после длительных размышлений, Ленин первый раз полностью переобулся. И с 1894 года он не только верит в социальную революцию, но считает, что организует её российский пролетариат. А не крестьянство, которое он теперь считает косной, отсталой массой, скорее противником, чем союзником рабочих.

Но! Длительное время Ленин - один из многих. Марксист, социал-демократ. В русле "догматического марксизма", о котором я писал. Он никак не пытается видоизменять теорию марксизма и ее основные положения. Его в ней всё устраивает. Пока внезапно, до него не доходит одна простенькая вещь, которую и классики марксизма, и их последователи, как-то упустили.

Мне кажется, это всё потому, что немецкий образованный рабочий и рабочий российский - сильно отличались. Русский рабочий, что было явно, готов был бороться лишь за четкие и понятные экономические требования. Которые, вот прямо сейчас. А за какое-то абстрактное "светлое будущее", "царство справедливости" - как-то не очень. Тем более, такая борьба была чревата. Неприятностями.

И потому Ленин делает открытие: рабочий класс не имеет своего классового самосознания, и ваще. Есть задача - дать ему такое самосознание, и сделать это можно, опираясь на особую политическую партию. Которая будет формировать у пролетариата привычку к классовой борьбе и создавать соответствующие структуры. При этом центр тяжести - конспиративные и нелегальные методы работы.

В этом было коренное отличие, что от "догматиков" от марксизма, что от "ревизионистов". Тем не менее, это еще не делало его знАчимой фигурой, в марксизме.И видные зарубежные социал-демократы похлопывали его, снисходительно, по плечу. Мол, далеко пойдет, этот юноша. Тем более, что в России, по их мнению, нет предпосылок к социалистической революции: полуфеодальная страна, почти нет рабочего класса, зверствует политическая полиция. И потому только такая "политическая партия нового типа" необходима и возможна в России. А немецкому пролетариату это не надо. Он и так имеет классовое самосознание. Которое прямо проявляется в голосовании за социал-демократов на выборе в парламент, ну и так далее...

Так, да не так. Ленин сделал прямо противоположные выводы, написав книжку "Развитие капитализма в России".В которой убедительно показал, что современная ему Россия - капиталистическая страна, с наиболее острыми, по сравнению с Европой, внутренними противоречиями. И потому революция в ней более реальна, чем где бы то ни было. Осталось дело за малым - внести это самое "революционное сознание" в массы эксплуатируемого народа, да создать работающие структуры, которые такую революцию подготовят.

А главным организатором всего этого должна стать общероссийская марксистская газета. Которая будет и коллективным пропагандистом, и эффективным агитатором, и главной структурой такой борьбы. Нелегальные ячейки "партии нового типа" будут организовываться вокруг нелегальной доставки этой газеты в Россию, и вокруг ее распространения, среди рабочих.

И что характерно, это ему удалось! Особенно - во время первой русской революции, 1905 года. После которой, Ленин - признанный марксистский авторитет во всем мире. Более того, к Великой Войне можно было говорить о трех ветвях в социал-демократии:

  1. "Догматический марксизм", с Каутским во главе. Представители которого делали упор на легальные формы политической борьбы и относили социалистическую революцию на "когда-нибудь потом", на неопределенное будущее.

  2. Правый ревизионизм, или "бернштенианство". Эти пытались свести все задачи к борьбе экономической. И даже, о ужас! - они очень часто сомневались в самой возможности построения бесклассового общества. Поэтому они видели роль и место социал-демократов как неких посредников между Трудом и Капиталом, без всяких - упаси бог - революций и прочих потрясений.

  3. Левый ревизионизм марксизма, который всё чаще называли большевизмом, а после - ленинизмом. Большевизм переносил центр тяжести в борьбе рабочего класса на нелегальные формы, которые дополнялись легальными. Т.е. переворачивал "догматический марксизм" с головы на ноги. А рабочая партия превращалась из средства избрания неких функционеров от социал-демократов в буржуазный парламент, в главный инструмент стачек, забастовок и всяких прочих абсолютно нелегальных, а то и прямо запрещенных законом, действий.

Самое интересное, Ленин требовал немыслимое и очень неудобного для европейского социал-демократа: внутрипартийной дисциплины и практического участия в борьбе. Хочешь считаться большевиком - не только плати взносы и, к примеру, пиши статеечки, но конкретно участвуй. В деятельности той или иной ячейки. Практически.

Собственно говоря,  теоретиком марксизма, Ленин был  с 1902 года, когда он написал свою программную работу "Что делать".  По 1916 год. Когда появился его труд "Империализм, как высшая стадия капитализма".

В этом смысле Ленина  особо характеризует его философская книга "Материализм и эмпириокритицизм". На 1908 год наука сделала потрясающий рывок, по сравнению с временами Маркса и Энгельса. Это с одной стороны. С другой - накопились очень неудобные факты, которые никак не укладывались в существовавшие тогда научные теории. Потому многие тогда заговорили о кризисе науки, неспособности ее объяснить окружающий мир, начинали сомневаться в действенности научного метода познания мира.

Самое интересное, что такой вот идейный разброд проник и в среду русской социал-демократии, и даже - в партию большевиков.Вот и пришлось Ленину дать залп главным калибром, круша идейно позиции нестойких материалистов и внезапно появившихся "социал-демократов - христиан".

Эта книга - мощная подпорка философской теории марксизма, с одной стороны, уничтожающая критика всех прочих идейных течений, с другой. Которая, несомненно, имела большое значение и для европейской социал демократии.

С 1917 года можно говорить уже о ленинизме. Как самостоятельном течении политической мысли, выросшей из марксизма.

О ней я и поговорю в следующем посте по теме.
Tags: Марксизм
Subscribe

Posts from This Journal “Марксизм” Tag

promo antisemit_ru february 24, 2016 22:04 39
Buy for 20 tokens
Мой отец родился на изломе времен, в самом конце тысяча девятьсот восемнадцатого года. Он был последним ребенком в большой крестьянской семье моего деда и его седьмым сыном. Сразу скажу - жили они тогда за Уралом, в достаточно давно освоенных русскими людьми сибирских землях. Чуть позднее те земли…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “Марксизм” Tag