Бисмилляхи-ррахман-иррахим! Во имя Аллаха Всемилостивейшего и Всеблагого, я приступаю к дозволенным речам...
И начну я с того, что попервоначалу будущий Ленин никаким марксистом не был. Тут ваще такая бяка вырисовывается. Когда он учился в гимназии, он ваще был членом религиозного православного общества преподобного Сергия Радонежского. Обычный пацан-ботаник, лет так до шестнадцати, который про устройство нашей Вселенной сильно как-то не задумывался...
Директор гимназии, в которой учился будущий вождь мирового пролетариата, вообще дал ему немыслимую, в свете его последующей деятельности, характеристику:
Ко времени окончания гимназии в 1887 году у Ленина не было «определённых» политических убеждений. Ничто в начале его биографии не изобличало в нём будущего революционера; напротив — многое свидетельствовало о том, что Ленин пойдёт по стопам отца и сделает заметную служебную карьеру.Еще хуже что и после он - не марксист. Всем известно, что Ленина, за революционную бучу среди студентов, погнали из университета. Ну так вот, тогда студент Ульянов был народником и исповедовал, с точки зрения марксизма, абсолютно ненаучные и полностью утопические взгляды. Как и у всех других аколитов "Народной воли".
К марксизму Ленин шел трудно и долго. Можно даже сказать, что социал-демократом, окончательно, он стал году так в 1894. Немножко остановлюсь на этом. Довольно-таки много российских революционеров считало главным актором будущей социальной революции, в России, крестьянство. Как класс наиболее эксплуатируемый и наиболее многочисленный, среди российского направления. Находилось немало аргументов для такой позиции.
Например, такой. Российская действительность, того времени, прямо-таки кишела сообщениями о крестьянских бунтах. То в одном селе, то в другом. Если не явный бунт, то порча сельхозинвентаря барина, увод скота и прочие кражи, а то и просто поджоги. Полей и даже помещичьей усадьбы. С отменой крепостного права ничего, в этом смысле, толком не изменилось.
Так что, для многих было очевидно: это крестьянство - революционный класс, а не промышленные рабочие. Тех было мало, и они не проявляли так явно свою бунтарскость...
К этому добавлю другой малоизвестный факт. Семья Ульяновых пыталась заняться сельхозпроизводством, и Владимиру Ильичу была оказана честь его возглавить.В селе Алакаевка... Закончилось это прогнозируемо.
Но вот, после длительных размышлений, Ленин первый раз полностью переобулся. И с 1894 года он не только верит в социальную революцию, но считает, что организует её российский пролетариат. А не крестьянство, которое он теперь считает косной, отсталой массой, скорее противником, чем союзником рабочих.
Но! Длительное время Ленин - один из многих. Марксист, социал-демократ. В русле "догматического марксизма", о котором я писал. Он никак не пытается видоизменять теорию марксизма и ее основные положения. Его в ней всё устраивает. Пока внезапно, до него не доходит одна простенькая вещь, которую и классики марксизма, и их последователи, как-то упустили.
Мне кажется, это всё потому, что немецкий образованный рабочий и рабочий российский - сильно отличались. Русский рабочий, что было явно, готов был бороться лишь за четкие и понятные экономические требования. Которые, вот прямо сейчас. А за какое-то абстрактное "светлое будущее", "царство справедливости" - как-то не очень. Тем более, такая борьба была чревата. Неприятностями.
И потому Ленин делает открытие: рабочий класс не имеет своего классового самосознания, и ваще. Есть задача - дать ему такое самосознание, и сделать это можно, опираясь на особую политическую партию. Которая будет формировать у пролетариата привычку к классовой борьбе и создавать соответствующие структуры. При этом центр тяжести - конспиративные и нелегальные методы работы.
В этом было коренное отличие, что от "догматиков" от марксизма, что от "ревизионистов". Тем не менее, это еще не делало его знАчимой фигурой, в марксизме.И видные зарубежные социал-демократы похлопывали его, снисходительно, по плечу. Мол, далеко пойдет, этот юноша. Тем более, что в России, по их мнению, нет предпосылок к социалистической революции: полуфеодальная страна, почти нет рабочего класса, зверствует политическая полиция. И потому только такая "политическая партия нового типа" необходима и возможна в России. А немецкому пролетариату это не надо. Он и так имеет классовое самосознание. Которое прямо проявляется в голосовании за социал-демократов на выборе в парламент, ну и так далее...
Так, да не так. Ленин сделал прямо противоположные выводы, написав книжку "Развитие капитализма в России".В которой убедительно показал, что современная ему Россия - капиталистическая страна, с наиболее острыми, по сравнению с Европой, внутренними противоречиями. И потому революция в ней более реальна, чем где бы то ни было. Осталось дело за малым - внести это самое "революционное сознание" в массы эксплуатируемого народа, да создать работающие структуры, которые такую революцию подготовят.
А главным организатором всего этого должна стать общероссийская марксистская газета. Которая будет и коллективным пропагандистом, и эффективным агитатором, и главной структурой такой борьбы. Нелегальные ячейки "партии нового типа" будут организовываться вокруг нелегальной доставки этой газеты в Россию, и вокруг ее распространения, среди рабочих.
И что характерно, это ему удалось! Особенно - во время первой русской революции, 1905 года. После которой, Ленин - признанный марксистский авторитет во всем мире. Более того, к Великой Войне можно было говорить о трех ветвях в социал-демократии:
- "Догматический марксизм", с Каутским во главе. Представители которого делали упор на легальные формы политической борьбы и относили социалистическую революцию на "когда-нибудь потом", на неопределенное будущее.
- Правый ревизионизм, или "бернштенианство". Эти пытались свести все задачи к борьбе экономической. И даже, о ужас! - они очень часто сомневались в самой возможности построения бесклассового общества. Поэтому они видели роль и место социал-демократов как неких посредников между Трудом и Капиталом, без всяких - упаси бог - революций и прочих потрясений.
- Левый ревизионизм марксизма, который всё чаще называли большевизмом, а после - ленинизмом. Большевизм переносил центр тяжести в борьбе рабочего класса на нелегальные формы, которые дополнялись легальными. Т.е. переворачивал "догматический марксизм" с головы на ноги. А рабочая партия превращалась из средства избрания неких функционеров от социал-демократов в буржуазный парламент, в главный инструмент стачек, забастовок и всяких прочих абсолютно нелегальных, а то и прямо запрещенных законом, действий.
Собственно говоря, теоретиком марксизма, Ленин был с 1902 года, когда он написал свою программную работу "Что делать". По 1916 год. Когда появился его труд "Империализм, как высшая стадия капитализма".
В этом смысле Ленина особо характеризует его философская книга "Материализм и эмпириокритицизм". На 1908 год наука сделала потрясающий рывок, по сравнению с временами Маркса и Энгельса. Это с одной стороны. С другой - накопились очень неудобные факты, которые никак не укладывались в существовавшие тогда научные теории. Потому многие тогда заговорили о кризисе науки, неспособности ее объяснить окружающий мир, начинали сомневаться в действенности научного метода познания мира.
Самое интересное, что такой вот идейный разброд проник и в среду русской социал-демократии, и даже - в партию большевиков.Вот и пришлось Ленину дать залп главным калибром, круша идейно позиции нестойких материалистов и внезапно появившихся "социал-демократов - христиан".
Эта книга - мощная подпорка философской теории марксизма, с одной стороны, уничтожающая критика всех прочих идейных течений, с другой. Которая, несомненно, имела большое значение и для европейской социал демократии.
С 1917 года можно говорить уже о ленинизме. Как самостоятельном течении политической мысли, выросшей из марксизма.
О ней я и поговорю в следующем посте по теме.
Journal information