О развитии марксизма в Европе в частности, и про европейский социализм в конце XIX - и в первой половине XX веков, в целом, я уже писал. И да, Ленина можно рассматривать и как видного представителя общественно-политического движения - марксизма, и ученого-теоретика, развивающего философские и экономические основы этого самого. Марксизма. Об этом я тоже уже писал.
Но было еще что-то, что резко отличало Владимира Ульянова от образа каноничного западного ученого-марксиста, с одной стороны,и практикующего западного же левого политика, с другой. И эти отличия можно было описать одним только словом: Россия!
Да, молодой Ленин начитался социал-демократической литературы и решил, что есть достойная цель для всей его жизни -
И, естественно, обстоятельства меняют человека. Меняли они и будущего Ленина. Он очень быстро убедился в неприменимости некоторых устоявшихся догм марксизма в приложении к россиянской действительности того времени. Парижкие гавроши весь век девятнадцатый, только свистни, шустро перегораживали улицы баррикадами. Немецкий пролетариат крепил свое единство в пивных, выписывал, как один, социал-демократическую прессу и угрожающе голосовал за социалистов на выборах в парламенты всех уровней.
А российский пролетариат, в это время... Ну абсолютно не вникал в то, что ему барчук в уши втачивал, про грядущую коммунистическую революцию и завтрашнюю победу Царства всеобщей свободы и полной справедливости... А если расейскому крестьянину начнешь талмуды Маркса в ухи вколачивать, то побьют, точно побьют!
И вот он делает немыслимый, для марксиста,вывод о том, что рабочий класс, сам по себе, вовсе не революционный... Что его надо поджечь идеей борьбы против власти всемирного капитала, внушить ему мысли о революции, организовать и сплотить... Короче, для этого особое средство надо: революционная партия, твердо стоящая на рельсах классовой борьбы. А откуда ее взять? И тут Ленин нашел выход: пропаганда через нелегальную общероссийскую газету плюс доступные легальные средства распространения своих идей.
Скажу сразу: дело пошло туго. Русский рабочий вообще плохо понимал, зачем ему еще за что-то бороться, кроме как за ясные и кристально понятные экономические требования. Тем более, зачем ему бороться еще за кого-то. Например польского пролетария или там кавказца какого-либо...
Более-менее поляну просекали так называемые еврейские марксисты. Евреи вдвойне были угнетены. Своей средневековой религией и антигуманными традициями жизни в их местечках, во первых, царским правительством, которое не разрешало им селиться, где угодно. Вырываясь, тем самым, с местечкового болота. Ну и эксплуататорами разного рода, которые заставляли евреев трудиться.
Journal information