В последнее время, в частности, меня крайне веселят исключительно позитивная оценка действий в области военной техники и вооружений Армии Обороны Израиля и абсолютно такие же действия, но получающие исключительно отрицательные оценки, соответствующих структур Советской Армии. Типа совки тупые по определению, и способны они были исключительно на глупость.
Всем известно, что израильтяне очень бережно относились к своей бронетехнике. Тщательно ее ремонтировали, обслуживали и модернизировали. После чего она, зачастую, явно превосходила по своим боевым возможностям оригинал.
Вот, например, израильский танк "Магах", в девичестве - американский "М-48". По сути дела, после ряда модернизаций, от американского танка выпуска пятидесятых годов прошлого века, там остался только корпус. Всё остальное - заменено. И пусть "Магахи" сейчас не стоят на вооружении танковых бригад первой линии, все они тщательно сохраняются и обслуживаются. Олег Грановский, израильский военный обозреватель и журналист (oleggranovsky), на своем сайте ВарОнЛайн, так объяснял логику этого решения.
Хорошие современные танки, стоящие на вооружении танкистов первой линии, в результате возможных боевых действий, скорее всего, будут потеряны. Но и враг тоже обязательно лишится большей части,если не всей, своей бронетехники. Вот тут-то старые "Магахи" и скажут свое веское слово! Во-первых, ими будут управлять резервисты, которые ранее его хорошо и тщательно изучили. Во-вторых, противопоставить им врагу будет просто нечего.К этому я добавлю, что ЦАХАЛ, до недавнего времени, бережно хранил и советские танки "Т-54/55", которыми Израиль любезно снабдили арабские страны.
Итого евреи имели несколько разных типов танков, абсолютно не имевшие ничего общего по запчастям и требовавших полностью отличного техобслуживания. Да, еще и несколько новых танков изральского производства, "Меркавы". Которые тоже не были унифицированы.
Всё дело в том, что разным типам танков ставились разные задачи. И потому не было ничего удивительного, что в войсках были танки пятидесятых годов прошлого века, и новые, современные. Кстати, советские танки идеально подходили для десантирования через Суэцкий канал. Что израильские танкисты как-то раз, с успехом, и продемонстрировали. И пока перед войсками могла быть поставлена такая задача, "Тираны" (так они назывались в ЦАХАЛ), не списывались. Да и сегодня, говорят, часть из них переделали в тяжелый БТР "Ахзарит".
Короче, израильтянам, как всегда, аплодируют. Особенно - один известный украинский танковый эксперт, широко известный в узких жежешных кругах (Про которого даже мем появился -"а люки-то тонкие!"...) . Ах, как логично, как продуманно действуют израильтяне! В отличие от тупых совков, принявших на вооружение целых три, три типа основного боевого танка!!! Вот глупость, так глупость! Тупые советские генералы, негодная оборонка, которая не смогла освоить в производстве само совершенство - харьковский Т-64. И зачем-то начали делать в Ленинграде Т-80, а на Урале ваще негодный Т-72. Который, под видом Т-90, и производили вплоть до сегодняшнего времени.
И вот только поэтому я и решил сегодня объяснить ту логику, согласно которой советские генералы, как и мудрые израильтяне, приняли на вооружение сразу три танка.
Начну с того, что в самом начале шестидесятых до советских танкистов дошла простая истина: Т-55 был очень хорошим танком. Но - для своего времени. А теперь надо новое, лучше защищенное и более меткое оружие. Хотя этих Т-55 было ну просто очень много. И в войсках его хорошо изучили. В том числе, и то, как его ремонтировать и обслуживать.
Предложенный ему на замену Т-62 явно не взлетел. После достаточно сложных его доработок и появился харьковский Т-64. Можно сказать, что это была революционная, для своего времени, машина. Но очень тяжелая для освоения. И войсками, и ремонтниками.
Ленинградцы быстро просекли это дело, и предложили свой Т-80. В которм чудовищно сложный двигатель они заменили более неприхотливым газотурбинным. Он ощутимо быстрее пускался, особенно - в мороз, и требовал не столь сложного техобслуживания. Но и он имел свои недостатки, по сравнению с Т-64. Жрал много больше топлива, и абсолютно не допускал ремонта двигателя в полевых условиях.
Умные советские генералы просекли все плюсы и минусы, и направили, в основном, Т-80, в ГСВГ, в Германию. Где никто не ожидал, случись что, что придется заморачиваться с ремонтом этих танков. Напоминаю, что техобслуживание Т-80 было проще, чем у украинского танка. А если его двигатель, в ходе боевой подготовки, убивался, то его меняли целиком, отправляя остатки на завод-изготовитель.
Украинскими танками же советские генералы собирались вооружить южный фланг ОВД. Чтобы поближе к украинскому производителю. И да, там же создали и весьма нехилые мощности по ремонту этого танка.
Еще. Полуграмотного узбека было легче научить управлять Т-80, чем украинским танком. Для Т-64 требовался более подготовленный кадр.
Но куда девать толпы Т-55? Попервоначалу их сослали в тыловые округа, на границу с Китаем. Но и там требовался более современный танк, чтобы техническим превоскодством парировать китайское количество. Потому на Урале развернули производство относительно простого Т-72. Который в бОльшей мере имел преемственность с Т-55 и не содержал лишних технических фишек, как Т-64. Именно Т-72 начали производить, по лицензии, наши союзники по ОВД. Те же поляки. И да, именно этот танк активно, до обрушения СССР, продавали за рубеж.
Т-72 выдерживал узбека и даже таджика - мехвода, и не столь качественное техобслуживание, как украинский танк. А по боевым возможностям он его, практически, догонял.
Современная Россия, в силу ельцинских реформ, не смогла содержать в войсках более дорогой газотурбинный танк ленинградского производства. Потому, как и израильтяне, пошли по пути совершенствования и модернизации Т-72. И, поскольку, его боевые возможности достаточно сильно возросли, последние его варианты и стали называться Т-90. Вместе с тем, начались переделки и ранее выпущенных машин. Примерно так, как это делали израильтяне со своими "Магахами".
И именно так было, пока не появилась "Армата". Которой, правда, еще долго будет меньше, чем заслуженные Т-72-е.
И я не вижу никакой ущербности в логике советских генералов и советского ВПК. Для различных ТВД - различные танки. Наиболее современный и дорогой - в Германию. Очень сложный в производстве и обслуживании - поближе к производителю, на южный фланг. Более простой и дешевый - в тыловые округа и на границу с Китаем.
А такого, чтобы в каждой части по три типа танков - такое только украинские эксперты могут себе представить.
Journal information