antisemit_ru (antisemit_ru) wrote,
antisemit_ru
antisemit_ru

Category:

Танковый парк СССР перед войной.

http://samlib.ru/img/l/lebedew_j_e/halhin-gol/halhin-gol-20.jpg     ...А относительно танков в СССР перед войной: 30120 танков - это общий выпуск боевых гусеничных машин начиная с 15-ти Рено русских выпуска 1920-21гг.!
       Можно, конечно, ещё и трофеи гражданской войны сюда присчитать... Тогда ещё несколько десятков стальных корпусов бывших танков нашлось бы.
      Из них к 1941-му году:
       - наследство интервентов уже, конечно, списали вместе с сормовскими Рено;
       - весь парк танков Т-18 и средних Т-24 (все 25 штук, на германских фото трофеев один танк мелькнул, как и закупленный для испытаний древние Виккерс-медиум с 8мм бронёй!) передан или инженерному управлению для использования в качестве пушечных (перевооружённых 45мм пушкой) или пулемётных бронированных огневых точек в УРах - или ОСОАВИАХИМу для подготовки молодёжи (есть данные о выдаче 9-ти штук бывших ОСАВИАХИМовских Т-18 на пополнение в ходе битвы под Москвой). В любом случае по учету АБТУ эти танки (общий выпуск Т-18 962 штуки (+25, +15) весной 1941г. уже не проходили. Тыщу из тех 30000 уже нашли однако!
       - весь парк танкеток Т-27 (общий выпуск 3110 штук) тоже как танки уже не учитывался, хотя их в армии ещё числилось чуть меньше 2500 штук. На мой взгляд, это справедливо. Тягачи "комсомолец" за танки не считают, а ведь они получше Т-27 будут, в том числе и как пулемётовозы. Ну вот, ещё три тыщи нашлось!
       - поставки за границу: кроме Испании и Китая танки поставляли в Турцию (однобашенные Т-26) и в Монголию (данных не имею). Если монголам дали не меньше, чем Чан-Кай-Ши, тогда получим, что порядка 600 танков поставлено за бугор. Заметная убыль.
       - Потери: тут не 500 танков пропало, а намного БОЛЬШЕ! По данным Коломийца после заключения мира на месте гибели 34-й ТБр севернее Ладоги провели инвентаризацию танков БТ на месте "котлов". Нашли 117 танков. Однако ремонт НЕ ИМЕЛ СМЫСЛА: финны срезали автогеном подбашенные коробки и башни сняли не считая прочего. А 11 танков и вовсе не нашли. Итого - только по 34-й бригаде имеем безвозвратных потерь 128 танков + 8 машин стащили на СПАМ. И насколько они были ремонтопригодны?
       По данным Широкорада только на Карельском перешееке 7А и 13А (без учёта упомянутой 34-й бригады и других частей сражавшихся севернее Ладоги) потеряли:
      - от артогня 955 танков;
       - на минах 378 танков;
       - сгоревшими 426 танков;
       - утонувшими 110 танков;
       - пропавшими без вести (утащенные финнами) 35 танков.
       Всего боевых потерь 1904 + 1275 танков составили технические потери.
       Понятно, что танки чинились и одна машина без проблем могла попасть в статистику и два раза, но с общим итогом ЗАЯВЛЕННЫХ ШТАБАМИ безвозвратных потерь в 358 танков согласиться никак не могу.
      Утонувшие, в том числе в Финском заливе танки, захваченные финнами и сгоревшие машины починить нельзя НИКАК! А это уже 571 танк! Плюс повреждения от артогня и от фугасов для лёгких танков тоже часто фатальны... Починить-то можно - да бывает, что смысла НЕТУ... Тяжёлый танк СМК после подрыва на фугасе с тяжёлыми повреждениями тоже эвакуировали после войны с превеликим трудом, но приказ о починке не выполнили! Ни асилили...
       А ещё Халхин-Гол с лихими атаками целых ТБ без пехоты и без артиллерийской поддержки, Хасан и сентябрьский поход тоже внесли свою долю потерь...
       Да потери от эксплуатации в ходе учебного процесса...
       Очень немало получится танков на списание.
       Так что терялись лёгкие танки в боях буднично ещё до 22.06.1941г.
       Относительно 22413 (или 22702 по др. данным) включая "сильно могучих" плавунов Т-37/Т-38/Т-40 (3587 единиц однако!), учтённых АБТУ танков - лучше, чем Свирин в главе "По порядку рассчитайсь!" из его книги "Броневой щит Сталина" (Яуза 2006г.) мне не сказать...
       Так что цифра в 12000 боеспособных машин по состоянию на 22 июня по-любому близка к реальному состоянию танкового парка Советского Союза.
     
       К слову, в журналах БД ТД и МД графа "оставлены в парке за неисправностью" и "оставлены на маршруте за невозможностью починки или БЕЗ ГСМ!" весьма значительна и часто ВЫШЕ боевых потерь!
     
       На этом фоне 5164 танка и САУ германского производства с "довеском" из 952 чешских танков обр.1935г. и обр.1938г. смотрятся очень неплохо, ПОСКОЛЬКУ:
       - обеспечены грамотным персоналом, запчастями и органами эвакуации и ремонта;
       - имеют ДОСТАТОЧНО автотранспорта для снабжения моторизованных частей;
       - применяются совместно с другими родами войск опытными начальниками.
       И это даже без учёта применения вермахтом французских трофеев + чешский и польский нестандарт, коим тоже гансы не побрезговали!
     
       На столь безрадостном фоне ускоренное формирование в СССР 29-ти(!) мехкорпусов по 1058 танков в каждом выглядит голимым ВРЕДИТЕЛЬСТВОМ не только потому, что танков для такой ГИГАНТСКОЙ, достойной лишь проклятого Тухачевского с его запросом на 100.000 танкеток в течение ГОДА(!) попросту НЕТУ!
       И не и только потому, что ВСЕ танковые войска РККА в 1941-м единовременно переформировывались с неизбежным при этом бардаком!
       ЛЮДИ - ГДЕ!?
       ТРАНСПОРТ - ГДЕ!?
       В 1939-м году выяснилось на практике, что мехкорпусом из трёх бригад на 500-ах танках командовать НЕКОМУ! Ибо штабы не справлялись с организацией не то что боя - МАРША! И, естественно, снабжение корпуса (их всего было ЧЕТЫРЕ корпуса!) в отрыве от главных сил... провалили. А в 1941-м году "народились" командиры и штабы "возросли", чтоб рулить 29-ю корпусами!
       Товарищ Жуков повелеть изволили - ну те тотчас же и "народились".
       А на реальной войне страна потянула только ШЕСТЬ танковых армий при штатном числе в них танков МЕНЬШЕМ, чем в довоенном мехкорпусе... Хотя по числу единовременно с танковыми армиями воевавших отдельных ТК, МК и отдельных ТБр можно было еще 3-5 танковых армий сформировать... Да только опыт войны удержал от глупостей.
       То есть на уровне корпусов с управлением - не есть хорошо. Причём - об этом было известно ЗАРАНЕЕ!
       На уровне дивизии - получше, но тоже печально... А кого поставить командовать 149-ю четырёхбатальонными танковыми полками (как в прежней бригаде, однако!), если всех комбригов на дивизии выдвинуть? Комбатов поднять? Типа если не укомплектовать полки по штату, и так сойдёт... Не сошло.
       Итак, командными кадрами программу обеспечить было ТРУДНЕЕ, чем боевыми машинами. А инженерно-технический состав? Ещё хуже! Значение ремонтников в верхних штабах у нас и вовсе не представляли.
       Да и зачем? Ведь на Карельский перешеек в ходе финской войны выезжали бригады спецов с заводов-изготовителей... Благо близко заводы-то! Однако уже на советско-германский фронт командированными ленинградцами было не обойтись.
       И ещё. Экипажи новые танки элементарно не успевали освоить. Не знали их. Было, что и бензином Т-34 заправляли с фатальным эффектом. И патронов к дивизионной пушке и тем более к 152мм гаубице до того танкисты не заказывали... Зря новые танки вообще дали в приграничные округа. Надо было на их в тыловых округах людей готовить, роты и батальоны сколачивать. Печаль.
       Автотранспорт.
       Страшная проблема была: не только мало автомашин ПО ШТАТУ было - качеств необходимых они не имели:
       - спец машин: ТЗ и автоцистерн под ГСМ, реммастерских, самоходных станций зарядки аккумуляторов слишком мало;
       - машин полноприводных вовсе не имели, трёхоски 6х4 считались машинами повышенной проходимости, но и их не хватало;
       - с машинами большой грузоподъёмности тоже плохо;
       - тягачей для дивизионной артиллерии взять - опять провал, а с\х трактора маршевую скорость тогдашних Т-26 выдержать не могли;
       - полугусеничников вроде немецких тоже не было, бились о фрикционный привод резино-тканевых гусениц, а это тупик...
       Печаль.
       Что ведь обидно-то! И БТР на шасси Т-26 сделали и испытали задолго до войны. И арттягач на шасси Т-26, способный хоть и штатную трёхдюймовку тянуть, малой серией, но выпускали. И СУ-5-2 с 122мм гаубицей для дивизионного артполка в малосерийке была. И опыты с зенитным автоматом на шасси т-26 проводили.
       И стоила эта матчасть ДЕШЕВЛЕ штатного Т-26 - при том, что при поддержке мотопехоты и артиллерии и используя лёгкие танки воевать можно...
       НО НЕ ДАЛИ Ж ЗАКАЗА!!!
       Даёшь танки! И побольше, побольше... А вспомогательная техника - идёт на...!
       Какие тут могли получиться мехкорпуса-гиганты в 1941-м... Слов нет, только буквы.
Автор: Александр Попов.
Tags: СамИздат и литература.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo antisemit_ru february 24, 2016 22:04 40
Buy for 20 tokens
Мой отец родился на изломе времен, в самом конце тысяча девятьсот восемнадцатого года. Он был последним ребенком в большой крестьянской семье моего деда и его седьмым сыном. Сразу скажу - жили они тогда за Уралом, в достаточно давно освоенных русскими людьми сибирских землях. Чуть позднее те земли…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments